СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Валерий Сысоев: без консолидации сил успеха не будет

Один из самых авторитетных деятелей отечественного и мирового спортивного движения, вице-президент Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта Валерий Сысоев (на фото) подготовил статью «Без консолидации сил успеха не будет» - о современном состоянии и проблемах российского спорта. В середине октября она выйдет в новом номере журнала «Олимпийская панорама». Агентство спортивной информации «Весь спорт» с разрешения главного редактора журнала «Олимпийская панорама» Александра Ратнера и самого Валерия Сысоева (который ранее работал председателем Центрального совета "Динамо", президентом Федерации велосипедного спорта СССР, Международной федерации любительского велоспорта и Международного союза велосипедистов, главой Координационного совета по физкультуре и спорту при правительстве РФ и председателем Госкомспорта России) публикует статью «Без консолидации сил успеха не будет» - без купюр.

«Более двух месяцев прошло после Олимпийского собрания, на котором были даны посылы к определению новых основных направлений деятельности Олимпийского комитета России (ОКР). Я бы сказал, не только ОКР, так как он - одно из звеньев в общей структуре физкультурно-спортивного движения страны.

Значительные изменения претерпел Устав ОКР. Прежде всего, они коснулись схемы управления. Введена более жесткая вертикаль управления внутри аппарата ОКР, все нити управления сосредоточены в руках одного человека - исполнительного директора. В определенной степени это существенное новшество для такого организма, как демократический олимпийский комитет. Прежде у нас было большое количество членов исполкома и вице-президентов, а нынче их функции практически полностью перекладываются на аппарат. Это нововведение связано, видимо, с ожиданием более конкретного, четкого управления процессами взаимодействия с государственными и общественными организациями.

Как это взаимодействие будет реализовываться? Пока все соизмерялось: кто над кем, кто под кем. При таком подходе, конечно, успеха в работе никогда не могло быть. Самое-то главное сейчас - перевести дело в плоскость горизонтали, найти вектор функционального взаимодействия. И, объединив усилия, распределить функции таким образом, чтобы каждый четко знал, за что он отвечает, не занимался параллелизмом или играл в ложную самостоятельность.

Уставом ОКР подтверждены основные составляющие олимпийского движения России. Среди них - Всероссийская ассоциация летних олимпийских видов спорта. Поэтому, исходя из поставленных задач и уставных положений Ассоциации, надо определиться в правильности своих действий, понимании своей роли на данном этапе. Ведь Ассоциация никогда не ставила перед собой задачу быть параллельной организацией. Она способствовала консолидации взаимодействия федераций. И должна продолжать выполнять эту консолидирующую функцию. С одной стороны - представлять и защищать интересы национальных федераций, с другой - способствовать обеспечению их деятельности. Прежде всего, в плане организации управления, здорового обмена опытом, взаимного обогащения. 

Не секрет, что длительное время многие федерации жили обособленно. В этом мы лишний раз убедились после того, как проанализировали опыт работы большинства из них и поняли: живущие на одной территории федерации не всегда знают о технологии деятельности, организации работы, построении инновационных механизмов коллег, находящихся рядом.

Этому, впрочем, можно найти объяснение. В 90-е годы, когда федерации вышли в абсолютно самостоятельное плавание, президентами во многих случаях становились бывшие государственные или главные тренеры. Люди, не имеющие опыта аппаратной работы как руководители, и опыта взаимодействия с общественными органами - президиумами, исполкомами и т.д. Они были участниками этого процесса, но не его организаторами. К тому же не все понимали, как сочетать интересы государственных и общественных органов.

Со временем люди набирались опыта. И по мере готовности того или иного человека они так и развивались. Кто-то прошел школу государственной службы, Как, например, президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев. Или президент Федерации спортивной борьбы России - Михаил Мамиашвили. Он был спортсменом, тренером национальной команды, затем руководил одной из очень интересных и сложных организаций - ЦСКА, где решал государственные задачи. И когда возглавил федерацию, когда рядом оказались инвесторы, получился достаточно хороший стартовый момент. Отсюда и успехи. Вот он поставил задачу, чтобы в каждой школе, в каждом зале был борцовский ковер, и решает ее. Мамиашвили - один из немногих, кто уделяет внимание развитию вида спорта.

Здесь я бы затронул еще одну деликатную тему. В 90-е годы, когда федерации оказались в экономическом и политическом вакууме, отданы на самоопределение, они не были готовы к созданию собственных экономических механизмов. А в это время шла перестройка. И у нас в стране, и в международных федерациях, которые выходили на новый  этап своего развития. На что хватало пороха тогда - это обеспечить выступление национальных сборных команд. С помощью местных, государственных, общественных организаций. Отсутствие экономической основы не давало возможности развернуться по всей России. Иным просто масштабности не хватало.

Потихонечку, как следствие, стал формироваться образ того, что федерация - это группа людей вокруг национальной сборной, тренерские советы стали президиумами федерации. И эта ментальность во многом сохранилась до сих пор.

Сейчас, когда опять ставится вопрос о роли и месте федераций, вновь пытаются все проблемы переложить на них. Но я не думаю, что они должны опять остаться в вакууме, в одиночестве. Им надо помогать. Надо помогать становиться сверху донизу такими структурными образованиями, которые действительно занимаются развитием вида спорта в России, а не просто подготовкой национальных команд.

И тут они вступают в контакт с государственным органом, перед которым  стоит главнейшая задача - определить социальную политику в области развития физической культуры. И спорта  как второго этапа развития физической культуры.

Девиз «от массовости - к мастерству» по-прежнему актуален. Если нет здорового населения - не из кого готовить спортсменов. Поэтому федерациям важно помочь в регистрации на местах. Существуют две возможности - создание отделений федерации или самостоятельных региональных организаций. Выбор зависит от реалий на местах. Но где, в каком регионе федерация может быть абсолютно самостоятельной? В единичных случаях! А если создавать отделения, тогда федерация должна их субсидировать. Раз она их организовала, она должна найти формы их существования. Чтобы они были не просто организационно, но и юридически признаны. Значит, надо ехать на места и в каждом конкретном случае с главами местных администраций, местными спортивными руководителями определять роль и судьбу федерации. Это тяжелейшая рутинная работа.

Время летит неумолимо. Мы очень горячо обсуждали итоги Ванкувера, но не определили стратегию подготовки к Лондону. Мы говорим - надо! А каким путем? Уже прошло больше чем полгода, а конкретной программы нет.

Перед нами стоит задача обеспечить успешное выступление в Лондоне. У нас есть для этого все основания. Минувшим летом прекрасно выступили на чемпионатах Европы легкоатлеты, мастера водных видов спорта, недавно борцы на чемпионате мира и т.д. Но давайте профессионально сами себя не будем уводить в сторону.

Дистанция отставания в развитии и дистанция до Лондона, к сожалению, несоизмеримы. Значит, мы должны сегодня дать профессиональную оценку текущего момента с тем, чтобы потом не рвать кого-то, не говорить, кто хороший, а кто плохой президент. Надо четко сказать общественности, к чему мы готовы в Лондоне. Чего мы боимся? 

Я присутствовал на одном собрании, где  представитель достаточно высокого уровня сказал: «А что вы думаете, мы за полгода до Ванкувера не знали, что выступим плохо и проиграем? Но не могли же мы об этом сказать народу!»

Кого хотели обмануть? С народом, особенно со спортсменами так поступать нельзя. А потом начинается... Так что необходимо осмыслить степень реальной готовности к Играм 2012 года. Помимо максимально возможного положительного выступления в Лондоне, мы должны сами себе, в нашем профессиональном кругу ответить - нашли ли мы те организационно-методические основы, которые при определенной корреляции принесут успех в Сочи, в 2016-м и далее годах.

Мы внесли коррективы в организационно-методическое управление подготовки спортсменов или не внесли? Эффективно это работает или нет? Основы методической подготовки незыблемы вне зависимости от того, зимний это вид или летний. Вот где надо сосредоточить внимание.

Наша Ассоциация всегда стремилась помочь федерациям в разных аспектах. Эффективность ее деятельности доказана временем и конкретным вкладом. Достаточно вспомнить первые юношеские Олимпийские игры в Сингапуре. Ассоциация приняла посильное участие в направлении группы тренеров и способствовала общему успеху. Этот механизм не может быть доминирующим, но и не должен восприниматься, как только сопутствующий. Он активно участвует в общем деле. И от него отказаться, на мой взгляд, не создав что-то компенсационное, не убедившись, что оно работает, было бы не совсем правильно. Мы уже отказались от спортивных обществ, а теперь говорим: было бы хорошо, если бы они были.

Опять вернусь к минувшему Олимпийскому собранию. Выступает новый президент ОКР. Говорит, что будет вертикаль, что государство будет финансировать, что будут центры, команды и т.д. Я слушаю и думаю: значит, вопрос идет, что ОКР на себя берет функцию ответственности за большой спорт. Внутренне у меня зреет протестный вопрос: зачем? Ведь дело ОКР - способствовать федерациям. А тут опять начинается перетягивание каната.

Затем выступает министр спорта, который утверждает, что никаких параллельных структур не будет, ничего нового мы создавать не будем. Все молчаливо с этим соглашаются. Так как же понять: кто за что отвечает? Главное чего нам сегодня не хватает - это единения. Почему мы не ведем профессионального диалога? Потому что в реализации участвуют люди не диалога, а монолога. У нас разговор административный, вертикальный пока идет. А нам нужен профессиональный, горизонтальный.

К тому же законодательная база у нас не совершенна. И тенденций к ее изменению пока не прослеживается. Ведь если подводить итоги Ванкувера, «Закона о физической культуре и спорте», никто не нарушил. Государственный орган с себя снял ответственность до последней фазы, даже медицину отдал. Олимпийский комитет не отвечает. Остаются федерации. Получается, что социальный, государственный заказ передали общественной организации - и за это еще ее и ругают? Значит, законодательная база должна быть усовершенствована. И при этом необходимо определить - что такое современное олимпийское движение на территории России? Только после этого четко и ясно будет понятно, кто и чем занимается.

Почему я говорю так жестко? Мы живем в условиях новой России практически уже 18 лет. Более благоприятного отношения первых лиц государства к развитию спорта и физической культуры ни в одной стране мира нет. Борис Николаевич относился положительно? Да! Владимир Владимирович - да! Дмитрий Анатольевич? Еще раз - да!

Нам помогают, на нас обращают внимание. Но почему за все это время даже не создан посыл образования законодательно-нормативной базы по инвестициям в спорт?  Все же идет по схеме - Иван Иванович приказал или Иван Иванович заставил. Или выделяются средства из госбюджета. Не могут госбюджетные средства бесконечно питать элитный спорт. Почему? Да потому, что мировая практика об этом говорит. Раз мы встали на мировой уровень развития экономики, значит сочетание частного и государственного здесь - вопрос вопросов. Эта тема тоже, в которой каждая отдельная федерация будет кувыркаться до потери сознания. И не справится. Вот эта тема, которую по силам решить лишь совместными усилиями министерства, Олимпийского комитета и других лиц, которые сегодня пришли в спорт. Но как всех усадить за круглый стол? Не на уровне президента страны или главы правительства. На нашем рабочем уровне. У нас ведь многие федерации возглавляют люди государственного аппарата. Есть руководители крупных бизнес-структур. Есть представители среднего и малого бизнеса. И в то же время у них в опоре находятся профессионалы спорта. Так давайте сядем за один круглый стол и скажем, какая правовая нормативная, юридическая база должна быть создана.

Другой комплекс проблем связан со спонсорством, с решением вопросов экономического жизнеобеспечения федераций. Круг спонсоров весьма ограничен. «Газпром», «Роснефть», «Лукойл»... Как правило, речь идет об изъятии у акционеров этих предприятий средств в форме пожертвований или инвестиций... Но не в форме рекламы. Ведь в том смысле, который несет спорт, «Газпрому» реклама не нужна. И «Роснефти» не нужна. Потому что на их товар и так есть спрос.

К тому же, сегодня дающий никаких интересов кроме моральных или политических не имеет. Бывает так, что идут наверх к большому руководителю и говорят: «Я там тоже участвую. Ты мне кран с трубой открой посильнее, а я тогда скажу своим акционерам, что тут подзаработал, а потратил копейки по сравнению с тем, что нам страна дала».

А прямой зависимости между спортом и рекламой нет. В мировой практике все наоборот. Кто главный инвестор и партнер национальных федераций? Производители товаров спортивного назначения. Они повсюду №1. Потом приходят уже экономические гиганты, производители авто-продукции и т.д. У нас же уровень развития спортивной индустрии значительно ниже, чем в любой стране. Зато наша страна просто заполнена товарами иностранного производства. В ряде случаев очень низкого качества. Это вопрос не решается за один день, но когда-то надо начинать.

Первый шаг - ввести стандартизацию ввозимой, попадающей на рынок продукции. Если правительство примет соответствующее решение, доходы от лицензирования продукции спортивного назначения пойдут на спортивную отрасль, то мы приобретем нормативно-законодательную базу. Некую константу, которая не зависит от действий отдельных людей.

Мы же не говорим - дайте нам ввозимые автомобили. Нет. Только спортивный товар. Мы, тем самым, ограничим, во-первых, присутствие на рынке фальш-продукции, а, во-вторых, обеспечим безопасность использования спортивных товаров. Все это, кстати, у нас раньше было.

В этом направлении федерациям надо помогать. Еще и потому, что все время «дай» у берущего воспитывает устойчивую безответственность. «Дай», «выбил», «пробил», «дали»... А потом неэффективно использовал. Все потому, что «дали». А когда, извините, есть механизм заработка, тогда и ответственность выше... И самое главное - контроль! Контроль за использованием средств. Чем должно заниматься министерство.

Еще одно направление для взаимодействия - подготовка и переподготовка кадров. Часто приходится слышать, что федерации неуправляемы...  Но разве главное, чтобы кто-то был при коленке управляем? Главное - создать продуктивный, высоко профессионально работающий аппарат.  Для этого нужно не нагнуть человека, а дать ему возможность  раскрыться, поделиться с ним властью. К тому же, где заработную плату получают работники федераций? Тренеры и прочие? В государственном органе. На ком тогда ответственность, если таких людей подобрали,  аттестовали,  передали им в оперативное руководство федерации?.. Извините, тогда надо делить и ответственность.

Но в чем вопрос: где взять специалистов? Мы же всех иностранцев к себе не перевезем. Во-первых, это утопия, во-вторых, крайность, которая приведет к бесперспективному состоянию. У нас 14 высших учебных заведений. Только у китайцев на два больше. Когда наша Ассоциация начала проводить «круглые столы», мы стремились помочь в обучении, в переподготовке аппаратных сотрудников федераций. Не в плане нравоучений, а чтобы расширить горизонт знаний, горизонт видения всей проблематики.

Слышал высказывания бывшего руководителя государственного органа: надо вузы закрывать, все равно у нас 60 процентов не туда идут.

На что я ответил: извините, если вы строите спортивные сооружения, ФОКи и т.д., кто в них работать будет? Тетя Дуся? Или демобилизованный милиционер? Или дядя Вася, бывший военнослужащий? Тут, конечно, и общие тенденции высшего образования. И то, что заработная плата достаточно низкая. Соизмерьте заработную плату административного работника в министерстве, в областном спорткомитете и в каком-нибудь низовом спортивном звене. Дистанция, как писал классик, огромного размера. Вот и получается, что в низовое звено отсеиваются те, кто не подошли на административную работу. Получается, на спортсооружения отправляем отряд шабашников. По этой самой причине произошла очень страшная материализация с точки зрения поступления в секции в отдельных видах.

В нашу среду на руководящие позиции подчас приходят люди из других областей. Это - жизнь. Но чтобы эти опытные, грамотные в своем деле люди не заблудились - ведь спорт имеет свою специфику - мы должны им помочь.

И, прежде всего, донести до них вред такого единоначалия, при котором коллективные органы - исполкомы, президиумы - будут собираться раз, максимум - два раза в году. Наша совместная задача - сделать так, чтобы в каждой национальной федерации коллективный орган стал действительно коллективным органом решения и управления, а не крышей для решений отдельных лиц.

Пользуясь тем, что президент той или другой федерации не может каждый день оперативно заниматься ее делами, в ряде видов пытаются натянуть на себя одеяло неподготовленные люди.

Когда человек уходит от оперативного управления, важно, кого он ставит на это место, и куда тот ведет... Чтобы для него президент не стал просто крышей, надо, чтобы коллективный орган имел постоянную возможность профессионально говорить: «Э, мил, человек, не туда идешь». И президент обязан слушать и тех, и тех в равной мере. А то будут носить только удобную информацию. Ты будешь в плену этих событий, а финал окажется плачевным. Поэтому коллективность и коллегиальность принятия решений для нашего спортивного движения - сегодня один из ключевых факторов консолидации.

Я сам состою в нескольких коллегиальных органах, которые никто никогда не собирал. Между тем, мы ведем переговоры с иностранными специалистами, и их доводы привносим как рецептуры для нашего развития. Но кто делал этот социальный заказ на диалог с этими иностранцами?  Мое мнение: он должен быть одобрен коллективным разумом. Тогда люди консолидируются на реализацию. А когда это все решается келейно, завтра что-то не получается, как хотелось бы, начнут говорить - так это он!
Сегодня надо помочь федерациям в качественном укреплении. Не в смене одного руководителя на другого. А в подготовке профессиональных кадров. Наша Ассоциация должна быть для рабочих аппаратов федераций своего рода ассоциативным партнёром, помогающим осваивать что-то новое в науке, методике, оргработе, работе с кадрами и т.д.

Одна из жгучих тревожных «тем» - борьба с запрещенными препаратами и методами. Я боюсь, что мы здесь теряем время. Ведь никто из специалистов, которые у нас занимаются медициной, и особенно антидопинговой проблематикой, почему-то не говорит, что может стать альтернативой допингу. Сколько не говори «не надо», делу не поможешь. Нам нужна не теория, а практика. А практика может быть только тогда, когда ученые прикладных наук, тренеры соберутся и дадут оценку организационно-методического состояния технологических процессов в нашем российском спорте. Мы эту терминологию вообще исключили. Все говорят о деньгах, моделях управления, медалях, обо всем остальном... Но забывают о методических основах... Если бы мы вооружили тренеров современной методикой и правильно организовали ее реализацию - начались бы эволюционные процессы.

Каждый по отдельности не решит своих проблем. Круг спонсоров сузился.  Законодательная база стоит на месте. Многообразие структур - не проблема. Главное - их взаимодействие. Зарубежные специалисты в решении этой задачи нам не помогут. Мы должны сами проявить волю и умение. Волю, мне кажется, мы уже проявили, а вот с умением пока не все гладко. И это положение дел надо исправлять как можно скорее».

Источник:  www.allsportinfo.ru