СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Можно ли воспитать лидера?

             03.jpg

В 1987 году в совершенно блестящем, на мой взгляд, «Баскетбольном обозрении» (меня, признаюсь, даже не белая, а черная зависть мучила от того, что нет таких передач у ватерполистов) наше ТВ показало кадры, снятые на чемпионате Европы в Афинах. Основное время финального матча сборных СССР и Греции истекло, ждали добавочного. Щедро используя крупный план, операторы показали Гомельского. Александр Яковлевич в баскетболе - авторитет неоспоримый, человек - волевой. Тем не менее я ясно разглядел на его лице... Нет, не растерянность и не обреченность, а как бы по точнее выразиться: будто заглянул он в то, что вскоре должно произойти на площадке, и не увидел там ничего для себя хорошего. И я сказал себе: «Этот «добавок» им уже не выиграть».

Почему я выбрал такое начало для своих заметок да еще вторгся не в свою «епархию»? Да только потому, что все происходившее в Афинах напомнило мне, да не как-то в общем, а просто один к одному, финал ватерпольного Кубка СССР 1973 года ЦСК ВМФ - МГУ. Прошло более двух десятков лет, я забываю, что было вчера, а этот матч встает перед глазами до мельчайших подробностей. Вижу, как в считанные секунды мы растеряли преимущество. Казалось бы, ничего страшного еще не случилось: пока ничья, впереди «добавок», команда сохранила состав без ощутимых потерь. И все-таки это была уже не та команда, что начинала игру. Вижу тусклые глаза ребят и понимаю: «Это конец, нам уже не выиграть». Так и случилось.

Виноват тренер? Наверное. Но со скамейки всего не скажешь, в воде должен быть проводник твоих идей. А в эти минуты: и в конце основного времени, и в дополнительное у нас в команде такого не нашлось. Лидера не нашлось. Как не нашлось его в Афинах у наших баскетболистов.

В играх лидеры бывают двух порядков. Один, я бы назвал его лидером эмоционального плана, лучше всех играет, на него можно поставить в самые тяжелые для команды моменты, он выручит, забьет. Другой, может быть, сам забивать и не станет, но всегда правильно оценит обстановку в игре, поможет команде, подбодрит товарищей. Проводник тренерских идей мыслится не обязательно, так сказать, напрямую. Есть в педагогике термин «эвристический подход». Он подразумевает незаметное внушение учителем ученику своих идей. Тому кажется, что он дошел до них сам, и он борется за эти идеи, как за свои.

Вспоминается тяжелейшее поражение наших ватерполистов на Олимпийских играх 1976 года в Монреале. Главной причиной его я считаю болезнь Алексея Баркалова. Он-то был лидером по любым меркам, внес львиную долю в успех сборной СССР на Мюнхенской олимпиаде. А тут, в Монреале, уже стал для команды в известной мере тормозом. Команда продолжала играть на него, а он не был готов, не обрел должной формы после болезни.

Но вернемся к злополучному ватерпольному Кубку СССР 1973 года. Старые актеры МХАТа из Художественного проезда не любили играть на Тверском бульваре. Говорят, что там они «не держат аудиторию». Вот такое ощущение было и у меня в перерыве между основным и добавочным временем финального матча. Я вдруг понял, что тоже не в силах «удержать аудиторию», что ничего конкретного сказать ребятам не смогу, видел: утрачено главное - настрой. Попытался отшутиться: «Что, решили сыграть с гандикапом? Дать фору, чтобы обойти соперника на финише?» Но в глазах ребят - ни смешинки. Более того, в них читается явная обреченность.

Наверное, надо готовить команды и на такие случаи. Готовить специально. Мало того, готовить надо и лидеров... Команду МГУ Михаил Рыжак принял в 1966 году. В ней в ту пору явственно образовалась этакая элита (в самом лучшем смысле этого слова) опытных, грамотных, уверенных в себе игроков. Каждый был и недюжинной личностью. В это же время в команду пришла и группа новобранцев. Вот так: элита, а рядом - зеленые новички. Приняв такую разнородную команду, Михаил Рыжак задумался всерьез. В голову назойливо лезло избитое «сплав молодости и опыта». Знал Михаил Рыжак эти «сплавы». Это как в армии - старослужащие и новобранцы, которые этим старослужащим нередко чистят сапоги.

В спорте, правда, до чистки сапог не доходит, но таскать мячи, а в то, наше еще время - и надувать их, ставить на воду ворота и убирать их потом - все это извечно было прерогативой новичков. И эта сомнительная прерогатива очень мало способствует образованию пресловутого «сплава». До мордобоя, правда, дело не доходит, хотя, скажем, в футбольном спарринге кто-то, имеющий «зуб» на старшего товарища, может и по ногам ему врезать. Может, такие мрачные картины перед моими глазами и не возникали, но из головы не выходила мысль: нужен игрок, который сначала бы мостиком на этом водоразделе стал, а впоследствии и всю команду смог за собой повести.

Нужен был лидер. Почему Михаил Рыжак тогда остановил свой выбор на Александре Кабанове? По физическим данным (дело не последнее в спорте вообще, в водном поло в частности) он был из тех, о которых говорят: «Пройдешь и не посмотришь». Это ж не братья Мшвениерадзе - косая сажень в плечах, не другие современные центровые-гиганты вроде Волкова, Рождественского, Семенова. Даже не Осипов, игравший рядом с Кабановым. Правда, в Саше удачно сочетались отличные качества пловца с хорошим ведением мяча, видением поля и пониманием игры. Но это все - в воде. А что, так сказать, на поверхности? Привлекло меня в пареньке его высокое общее развитие. И школу с медалью окончил, и в МГУ поступил «чисто», а не за спортивные заслуги был зачислен. Наконец, комсоргом команды-то его избрали сами ребята, без подсказки.

Но легко сказать «воспитать лидера», а как это сделать? Едва ли можно дать здесь универсальный рецепт. Могу лишь рассказать, как это делал Михаил Рыжак. Прежде чем донести какие-то свои взгляды, задумки до команды, Михаил Рыжак проверял их на Саше. Мало того, старался узнать от него, как могут воспринять эти задумки другие игроки. Ничего похожего на фискальство, на отношения тренера и любимчика тут не ищите. Саша мог, правда, будто и некий секрет выдать: «Михаил Михайлович, над плаванием нам явно надо поработать побольше, что-то ребята сачковать начали». Но мог и иначе, уже с нотками требования: «Ребята устали, ей-ей, им надо передохнуть».

При разборе прошедших игр, при составлении планов на предстоящие Михаил Рыжак не только считался с мнением Кабанова, но и всячески показывал, что считаюсь. Тут, правда, и в самом деле существует опасность: как бы не сочли ребята такого игрока просто любимчиком тренера. Дело тонкое, ничего не скажешь. Но на то ты и наставник, а если «взялся за гуж...». Поверил ты сам в игрока как в лидера, сумей донести эту веру и до ребят. Кто-то когда-то сказал: «Доверие порождает уверенность». Если хочешь воспитать лидера, не забывай об этом постулате. Больше того, сознание, что Михаил Рыжак ему доверял, накладывало - и это было заметно - на Кабанова постоянную ответственность за себя. Она переходила в ответственность и за команду. А постоянная ответственность за команду - это уже одно из основных качеств состоявшегося лидера.

Доверительные отношения тренера с лидером складываются не сразу, не вдруг. На это могут потребоваться и годы. Хотя в тренерском совете с названными выше авторитетами Кабанову тягаться было нелегко, но и не так много времени потребовалось ему, чтобы выйти на первые роли в команде, стать ее лидером. Тем не менее не следует представлять себе путь Кабанова в водном поло в виде известной формулы: пришел, увидел, победил. Отнюдь не прост был его путь к признанию. В воспитание его как лидера немалую долю вложили и тренеры и его старшие товарищи. И все же главное должен был сделать он сам. Он и сделал.

Прав А. Родионов, говоря, что и лидеры «бывают людьми трудными, со сложными, неординарными характерами». Смотрю я на сегодняшнее московское «Динамо». Есть там группа ребят, в которой что ни игрок, то вроде бы звезда. Они и в сборной играют, считается, что на них и клубная команда держится. Майт Рийсман в эту группу ни по каким меркам как будто не входил, погоды там не делал. Его не сравнишь по физическим данным ни с опытными Михаилом Ивановым или Георгием Мшвениерадзе, ни с молодым Дмитрием Апанасенко. Но Майт был лидером по сути своей, по своему характеру.

К чему я обо всем этом? Да к тому, что не все лежит на поверхности, не все делится только на черное и белое. Мы любим дискутировать на тему, что главное в водном поло: плавательная подготовка, скоростные качества, техника игроков или тактика команды? И не всегда учитываем роль лидера в команде, а тем более если человек не укладывается в привычные представления об этой роли.

В сегодняшней команде МГУ немало молодых, уже очень хороших игроков, а лидером в ней остается 37-летний Нугзар Мшвениерадзе. Его и как игрока-то пытались «похоронить» еще несколько лет назад. Он же тем временем не только не сдавал позиций, а еще и прибавлял в мастерстве. Нугзар даже в защите помогает команде. И это при его, как центрфорварда, врожденной нелюбви возвращаться к своим воротам. Ждем, что вот-вот станет настоящим лидером в МГУ и Сергей Наумов. Его пример лишний раз оправдывает поговорку: «Не все то золото, что блестит» Пришел он в клуб вместе с Игорем Росляковым. Тот и сложен для ватерполиста получше Наумова, и сильнее его физически, да и как-то ярче. К тому же обладает редким, очень опасным дпя любого вратаря броском - толчком мяча с поверхности воды прямехонько в ворота.

Словом, проигрывал Сережа рядом с Игорем во всех отношениях. Однако беззаветная преданность, прямо-таки фанатичная любовь к водному поло сделали свое дело: не Росляков, а Наумов стал лучшим подвижным нападающим и в МГУ, и в сборной страны. Много думал Михаил Рыжак, сомневался, прикидывал и так и этак, пока не пришел к выводу, что для главной нашей команды надо готовить лидера и из Георгия Мшвениерадзе. На двух Спартакиадах народов СССР Михаилу Рыжаку довелось работать с этим богато одаренным ватерполистом. Чаще всего в его лице находил оппонента. Но такие строптивые ему и нравятся.

А вот как готовить? Конечно же, не выражениями восторгов по поводу забитых им неотразимых мячей. Лучше похвалить за то, что вовремя увидел открывшегося товарища и пас ему выдал также вовремя. Услышав это, и сами ребята тогда и к словам Мшвениерадзе станут прислушиваться. Но не сразу, не вдруг. Время потребуется немалое, пока лидеру будут подчиняться не по приказу, а из внутренней потребности подчиниться. Уже упоминавшийся здесь Родионов высказал правильную мысль и о совместимости лидеров. Михаил Рыжак не психолог по специальности, классифицировать эту совместимость не стал. Мог только привести пример полной, безоговорочной совместимости лидеров нашей олимпийской сборной 1980 года: Александра Кабанова и Алексея Баркалова. В воде они почти все время были вместе, но ни о какой конкуренции, скажем, борьбе за влияние на товарищей, и речи не шло. Все, а главное они сами, твердо знали: Кабанов - лидер нападения. Баркалов - лидер защиты. А лидеры ох как нужны нашей нынешней сборной.

Эти строки пишутся в канун Олимпиады. Старший тренер сборной Борис Попов пошел на чрезвычайные меры, кардинально обновив состав команды. Думаю, что молодежь оправдает возлагающиеся на нее надежды. Но при одном условии: если на высоте останутся лидеры сборной.

Автор:   Екатерина Тарасова

Источник: Женский Спорт

                                              468x60_468