СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Нужны ли легионеры России, или наши за бугром

  

Photos: Men\'s Water Polo prelim between Montenegro and Greece    

Дискуссия                                                                                                                             

Стараясь держать данное слово или, если так кому-то больше нравится, быть последовательными, мы продолжаем разговор на одну из самых болезненных для отечественного спорта тем, имя которой - легионеры в российском чемпионате.

Состояние дел в нашем мужском водном поло, как нам это ни прискорбно признавать, буквально вопиет о резком и, что самое удручающее, о качественном снижении уровня игры, демонстрируемой ведущими ватерпольными клубами страны. Вполне естественно, что такое положение вещей не устраивает никого - ни руководителей, ни тренеров, ни самих игроков, ни спонсоров, ни болельщиков. В попытках изменить что-то в системе подготовки игроков специалисты пришли к заключению, что появившаяся в самом начале ХХI века возможность привлекать в отечественные команды иностранных игроков повлияла на уровень игры наших спортсменов. Причем по вопросу «быть или не быть легионерам» они, специалисты, разделились на два диаметрально противоположных лагеря. Одни утверждают, что привлечение иностранцев в команды вредит развитию российского водного поло, приводя весомый аргумент - молодые игроки не получают реальной игровой практики из-за засилья варягов. Другие считают, что только в компании сильных, талантливых, опытных и титулованных коллег молодежь может набраться опыта и мастерства.

Есть еще один аспект легионерской темы. Он напрямую связан с внутренним чемпионатом страны. Точнее, с его уровнем, зрелищностью, привлекательностью, спортивным накалом. И здесь очевидно, что соревнования команд, в которых принимают участие лишь свои, доморощенные игроки, уровень подготовленности которых, увы, желает лучшего, становятся все менее интересными. Причем не только для болельщиков, но и для самих спортсменов. Особенно для талантливых, амбициозных, которые хотят и, что очень важно, могут добиться высоких результатов, оттачивая свое мастерство в компании с сильными, титулованными игроками, набираясь игрового опыта в рамках национальных первенств тех стран, где сильный состав участвующих команд. И это легко понять, ведь спорт в целом и водное поло в частности для молодого игрока - это профессиональное занятие, труд, работа, за которое он, если вспомнить Карла Маркса, получает вознаграждение. И чем лучше спортсмен себя проявляет в команде сильных, знаменитых и заслуженных игроков, тем, чего греха таить, он сможет в будущем заключить более выгодный контракт с командой, обладающей высоким спортивным рейтингом.

Прочитав последний абзац этой статьи, искушенный в игровых видах спорта читатель справедливо заметит, что зрелищность внутреннего чемпионата, безусловно, дело очень важное. Причем не только для болельщиков, но и для спортивных менеджеров, для тех, кто рассматривает спорт как бизнес. И тем, и другим, и третьим интересно наблюдать за острым соперничеством сильных, равных команд. Но не все так просто, да и привлечением большого количества элитных легионеров не решается вопрос, к примеру, уровня подготовленности национальных сборных. Что скрывать: конечно, приятно, когда твой любимый клуб выигрывает и внутренний чемпионат, и международные турниры. Но когда понимаешь, что «погоду» в твоем родном «Динамо», ЦСКА, или «Спартаке» делают совсем не Ивановы, Петровы или Сидоровы, а граждане даже не из ближнего зарубежья, то как-то грустно и, как говаривал таможенник всех времен и народов, «за державу обидно».

Так что даже если кому-то и не по нраву обсуждаемая «легионерская тема», но профессиональное спортивное издание просто не имеет права обойти ее стороной. Однако коль «Московское водное поло» претендует на звание профессионального издания, мы предлагаем вам, уважаемые читатели, обсудить данную проблему с различных точек зрения, предоставив возможность всем заинтересованным лицам высказаться по «легионерскому вопросу».

Сегодня мы пригласили к разговору российских игроков, которые не понаслышке знают, каково быть легионером. И хотя сейчас ватерполисты с российским паспортом в ведущих европейских чемпионатах в диковинку, поскольку, как мы уже говорили выше, звездная пора отечественного водного поло в прошлом, тем не менее, они, те, кто играет за рубежами нашего Отечества, есть.

Основное место дислокации наших - Франция, которая не является законодателем моды в мировом водном поло. Из-за полупрофессионального чемпионата здесь не так жестко, как в других европейских странах, следят за лимитом на легионеров. И это одна из главных причин того, что французы приглашают к себе россиян, помня о славных победах советских предшественников.

Максим Апанасенко (выступал за французский клуб «Таверни»): «Во Франции водное поло не профессиональный вид спорта. Здесь есть Федерация водных видов спорта, и акцент делается на медальные виды. Водное поло считается любительским спортом, 70% игроков либо работают, либо учатся, а вечером приходят на тренировки. На европейской арене играют на клубном уровне (ЛЕН ТРОФИ, Лига чемпионов) и участие французских команд заканчивается, как правило, на стадии группового турнира. Во многом поэтому во Франции вопрос о легионерах не стоит так остро. Между клубами есть дружеское соглашение, количество иностранцев не прописано в официальных регламентах (в прошлом году негласный лимит был 5 игроков, сейчас 4, на следующий год планируется 3). Здесь есть 3 команды (Марсель, Ницца, Монпелье), который могут себе позволить иметь 13 профессионалов в команде (игроки, для которых водное поло - основное место работы), но их уровень не очень высокий: сильные игроки уезжают в Италию, Грецию, Испанию и до прошлого года в Россию».

В отличие от гостеприимных французов, в Италии, Греции и Испании - четкий лимит на легионеров. Но даже при наличии ограничений ведущие европейские клубы хотят видеть в своих рядах иностранных игроков, способных поднять планку собственных чемпионатов. В основном в бассейнах итальянских, испанских и греческих клубов можно увидеть сербов, хорватов и представителей других стран балканского полуострова. А вот русской речи не услышать вовсе. Европейские гранды не стремятся видеть в составах своих команд бойцов отечественного производства. И дело не в нашей народной сказке про то, что «иностранцы русских не любят». К примеру, те же американцы и канадцы просто обожают наших хоккеистов, у них, в НХЛ, самые что ни на есть звездные парни - наши, российские. Дело в низком уровне российского ватерпольного чемпионата. Посудите сами: в теперь уже совершенно далекие 50-60 годы прошлого века, когда наша сборная завоевывала медали всех достоинств и на всех статусных турнирах, включая Олимпийские игры, уровень чемпионата СССР внушал уважение и вызывал неподдельный интерес. Интрига сохранялась даже в играх между лидером и аутсайдером первенства. А сейчас? Ведущая четверка российского первенства из года в год разыгрывает между собой медали, а остальные восемь команд являются балластом, как ни прискорбно об этом говорить! Так почему российские ватерполисты стремятся уехать за рубеж? Тот, кто скажет, что едут в первую очередь за деньгами, сильно ошибается. Исключительно за заработками ехали пару-тройку лет тому назад, сейчас в России высоко профессиональным спортсменам платят очень приличные деньги. Теперь первая причина отъезда наших ватерполистов в Европу - набираться опыта. К сожалению, у нас даже самый перспективный игрок в рамках своего родного чемпионата, в конечном счете, упирается в свой потолок. Ему бы расти, а он смотрит со скамейки запасных на блестящую игру звездных легионеров. Теоретически это, в общем-то, неплохо, но все же приобретенные знания надо применять на практике. Плюс ко всему, как мы уже об этом говорили выше, каждый мало-мальски талантливый игрок хочет продать себя подороже. А как это сделать, если на клубном уровне у нас на лидерских позициях - иностранные звезды, а наша мужская сборная впервые за период существования национальной команды проплыла мимо Олимпийских игр? Да и европейские бассейны давно не слышали звуков российского гимна. Где тогда скауты ведущих мировых клубов могут посмотреть наших ребят в деле? Вот и стремятся перспективные ватерполисты попасть в команды тех стран, чемпионаты которых относятся к первой пятерке. В частности, на чемпионат Италии, где существует самая прогрессивная система проведения первенства, где весьма достойный уровень зарплат, высокий уровень жизни и стабильность.

Ерышов Александр Александр Ерышов

Но попасть в чемпионат Италии очень и очень проблематично. Из-за низкого рейтинга российского первенства итальянские тренеры обделяют наших спортсменов своим вниманием. Но еще недавно, буквально каких-то 10 лет тому назад, когда отечественное водное поло было, как говорится, еще на плаву, нашим соотечественникам доводилось защищать цвета клубов Скуадро Адзурры. О том, как игралось и жилось, мы попросили рассказать трехкратного чемпиона Италии, ныне игрока клуба «Динамо-Олимпийский» Александра Ерышова.

- Александр, что повлияло на ваше решение уехать в Италию?

- В первую очередь то, что надо было набираться опыта. В России в ту пору были всего две сильные команды: «Динамо» и «Спартак» из Волгограда. Естественно, в такой ситуации в Еврокубках ничего не светило. Варились в своем соку. А с таким положением дел ничего на международной арене не выиграешь, проверено уже. Специалисты все точно так же говорили. А мне сделали предложение поиграть в Италии. И пока предложение было - надо было соглашаться. Тем более предлагали контракты не абы какие, а именно сильные команды: клубы «Посиллипо», «Флоренция». Да я в любом-то играть просто и не согласился!

Вторая причина моего решения поехать поиграть в Европе - это небольшая в тот момент неразбериха в «Динамо». Хотя, если бы сильные клубы отказались от контракта со мной, то точно бы остался в «Динамо». Ведь самое главное из-за чего уехал - набраться опыта. Причем и для себя, и для сборной.

- А финансовая составляющая?

- Финансовая составляющая не особо влияла. До моего отъезда в «Динамо» мне предлагали больше.

- Как руководство клуба восприняло то, что вы уезжаете?

- Расстались нормально, спокойно, полюбовно. Они хотели, чтобы я остался, но не успели сделать мне предложение. Ну, как обычно у нас и бывает. А я уже успел подписать предварительный контракт.

- Претензии были?

- Не было ни со стороны «Динамо», ни со стороны федерации.

- На сборной отразился как-нибудь ваш отъезд?

- Нет, я сказал, что буду играть в сборной, если меня вызовут.

- Как на тот момент относилась итальянская федерация к легионерам?

- Федерация итальянского водного поло практически не оказывает влияния на проведение чемпионата своей страны. Она помогает клубам организовывать промежутки времени, чтобы игроки могли выступать и в командах и за сборную.

- Чем руководствовались тренеры, пригласив вас в клуб?

- Им нужен был плеймейкер, игрок, который и пас может хороший дать, и забивает. Я тогда стал лучшим игроком Европы. Естественно, они хотели видеть меня в своей команде. В этом плане они быстро реагируют и приглашают к себе хороших спортсменов.

- Что вы для себя приобрели в итоге?

- Огромный опыт! Перед отъездом в Италию я думал, что уже многого достиг, многое знал. А на самом деле знал только процентов 20-25, а в Италии набрал до 80% знаний игры. Еще есть к чему стремиться. Еще есть моменты, которые надо выучить.

- Почему вы вновь вернулись в Россию?

- Я отыграл в итальянском чемпионате три сезона. У меня там был пожизненный контракт. И сколько бы я хотел играть в клубе, столько и играл бы. Но по семейным обстоятельствам решили вернуться. Дочка проучилась в итальянской школе 3 года, начала забывать русский язык. Нанимали учителя, но в Италии это очень дорого. Помимо русского, подтягивали еще и итальянский. И на семейном собрании стали думать: остаемся в Италии навсегда или возвращаемся. Так как мы - русские люди - решили вернуться в Россию. Спасибо подмосковному «Штурму», что после моего возвращения, все условия, которые обещали, выполнили. Условия были практические такие же, как в Италии. Здесь в финансовом плане даже немного лучше. То есть со всех сторон положительный результат.

- Какая в Италии ситуация с лимитом на легионеров?

- Когда я играл, разрешены были три иностранца и в чемпионате Италии, и в Кубке. Как сейчас - точно не знаю, поскольку не слежу за тем, как там обстоят дела. Но, по-моему, сейчас разрешены двое иностранцев, а в следующем году хотят сократить до одного. Я считаю, что это неправильно. Надо держать как минимум два хороших легионера. Дети должны перенимать опыт. Допустим, убрать сейчас Реваза Чомахидзе, с кем будут играть защитники, с какими «столбами»? Убери сейчас Бранко Пековича из «Динамо», у кого они будут учиться? Они в Европу приедут, их там высушат и выкинут! Вот у таких ватерполистов и надо учиться!

- Расскажите о системе проведения итальянского чемпионата. Она считается наиболее удобной?

- Когда я там был, то играли четыре группы из четырех команд. Из каждой первые две команды выходили в первую восьмерку, третьи и четвертые места - во вторую. Восьмерки играли одну игру дома, другую на - выезде, то есть все по 14 матчей. Потом играли между собой крест на крест за право выхода в восьмерку сильнейших. Затем - стыковые матчи: первые против восьмых, вторые с седьмыми и так далее. Четвертьфинал - до двух побед, а финал до трех. У нас получалось, что мы играли в среднем по 26 матчей за сезон.

- Можно ли в России использовать эту систему?

- Нет, потому что у нас не так много денег и огромные расстояния. В Италии можно спокойно передвигаться на автобусе, поезде, цены на авиабилеты дешевле. А для того, чтобы система заработала у нас, нужны как минимум 5-6 команд хорошего уровня, чтобы они играли между собой. Представьте, как «Спартак» из Астрахани будет летать к нам в Москву на стыковой матч, в котором уже известен результат. В Италии же первая команда может играть с восьмой, и это будет интересно и непредсказуемо. В России чемпионат играется по круговой системе, все к ней привыкают. А когда речь идет о Кубке, там все решается в стыковом матче. Как к нему готовиться? Кто-то знает, а кто-то - нет.

- Это самая оптимальная система для российского чемпионата или ее можно улучшить?

- Я как-то об этом не думал. Для этого у нас есть умы! Я даже и не знаю... В тупик меня загнали. Это не моё дело - думать о проведении чемпионата!

Закончить сегодняшний разговор на болезненную и спорную тему «быть или не быть легионерам в российском чемпионате» мы решили, предоставив возможность высказать свое мнение Георгию Мшвениерадзе, олимпийскому чемпиону 1980 года. 

Итак, вот что сказал наш знаменитый ватерполист, сам побывавший в роли легионера, выступая за итальянский клуб «Про Рекко»: «Я против ограничения легионеров, поскольку считаю, что приток сильных игроков на чемпионат является одним из главных двигателей роста уровня мастерства молодых ватерполистов. Италия стала первой страной, которая начала привлекать легионеров: Фарага, Отто, Хорке - все, кто входил в элиту мирового водного поло, играл в Италии. До привлечения легионеров итальянское водное поло было на 5-6 местах, а с привлечением иностранцев уровень внутреннего водного поло поднялся так, что через несколько лет итальянцы стали первыми! И помогли итальянцам в этом легионеры, именно они подняли планку национального чемпионата. Просто надо вводить рыночный механизм регулирования отношений. Если у имеющихся сейчас четырех сильных клубов есть средства, позволяющие при формировании команды приобретать легионеров, то Федерация водного поло России может, грамотно распорядившись своими полномочиями, ввести, скажем, такую систему: приглашайте иностранца, но при этом вы обязаны, должны взять воспитанника российского клуба. К примеру, как в Канаде, у хоккеистов. Там каждый год составляется рейтинг наиболее перспективных игроков. Если клуб берет самого сильного игрока-иностранца согласно этому рейтингу, он обязан взять самого слабого игрока из канадского клуба. И, наоборот: на самого сильного игрока имеет право самый слабый клуб. Это делается, чтобы в одном клубе не концентрировались самые сильные игроки, чтобы уровнять уровень клубов. Таким образом, клубы стимулированы. Естественно, эта система активно работает на богатых клубах. Но не надо ограничивать и детские клубы, они также должны иметь возможность продавать игроков заграницу. Кстати, с привлечением легионеров и у детского спорта появятся примеры для подражания, а для детей очень важно иметь кумира, они у него учатся, ему подражают! В советское время, когда происходила смена поколений, спортсмены учились у своих предшественников, я, например, учился у Осипова, Кабанова, Древаля. Я ходил на все игры, учился приемам, которые во время игры демонстрировали, не побоюсь этого слова, титаны водного поло! Моей задачей было научиться тому, что умеют делать они и постараться их превзойти. Уверен, что молодому человеку просто невозможно вырасти в большого спортсмена, если рядом нет блестящих игроков старшего поколения. Если их нет среди своих отечественных, необходимо пригласить иностранных! Тем более что мы прекрасно знаем, что отсутствие блестящих ватерполистов в России в настоящий момент - это временное явление, вызванное 10-15-летними проблемами в стране, невниманием со стороны государства к спорту. Сейчас, наконец-то, ситуация не просто меняется, а уже изменилась. Кстати, из кризиса уже выходят многие игровые виды спорта, которые еще недавно были, мягко говоря, в положении ничем не лучшем, чем наш с вами вид спорта. Но пока легионеры российскому водному поло нужны!» 

                                                                                     Ксения Казакова.

Московское водное поло №3

Официальный журнал Федерации водного поло столицы

Руководитель проекта - Сергей Герасимов

Главный редактор - Татьяна Кунцевич

ПИШИТЕ НАМ : E-mail: wpfm@mail.ru