СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Три мяча на стеллаже

Сегодня, 22 мая, генеральному директору ПО «Киришинефтеоргсинтез», президенту Федерации водного поло России Вадиму Сомову исполняется 60 лет. Каждый день в приближении юбилея расписан у него буквально по минутам - как, впрочем, и любой другой день в жизни. Тем не менее на обстоятельный разговор о спорте он согласился мгновенно. Собеседник это просто удивительный - помимо того что умеет невероятно интересно рассказывать, он еще и всегда готов выслушать другую точку зрения, полемизировать, убеждать. Причем делает это просто с фантастическим знанием предмета, ведь спорт в его жизни - особая история. Даже в рабочем кабинете Вадима Сомова в Киришах на одном из самых видных мест - три ватерпольных мяча. Те самые, которыми игрались финальные матчи трех последних чемпионатов Европы, которые выиграла женская сборная России. «Это капитан нашей сборной Софья Конух выбрасывала их из воды сразу после того, как звучала финальная сирена», - рассказал наш собеседник в самом начале нашей ! беседы, которая продолжалась больше часа. И получилась разговором даже не столько о спорте, сколько о жизни вообще.

Мяч - с утра до вечера

- Все, кто знает вас, утверждают, что спорт у вас, как говорится, в крови. А когда все в этом смысле началось?

- Все очень просто. В два года меня привезли в город Красноводск Туркменской ССР. Отец больше 50 лет работал в нефтепереработке. И вот после войны, в начале 1950­х, семья переехала в Туркмению. Средняя температура воздуха зимой там - плюс семнадцать - двадцать. Спортом мы там занимались всем. Настольным теннисом? Да. Бадминтоном? Обязательно. Баскетболом? Вообще с утра до вечера. Перепробовали все. Футбол - тоже, и многие у нас предпочитали его. Но мне футбол не так нравился - все ­таки природные условия у нас были особые - камень, песок... А гонять мяч по песку и булыжникам - это всегда разбитые локти и колени. Еще был у нас ручной мяч, но сам я в него не играл. Где­ то во втором - ­третьем классе остановился на баскетболе. Все было просто - мы гоняли мяч целый день! Но тогда для этого все было. В Туркмении в те годы в каждом дворе  были футбольная и баскетбольная площадки, в школе стояли столы для настольного тенниса, летние площадки для футбола и баскетбола. В Красноводске в те годы и заниматься­то больше нечем было. Ну, правда, еще у меня была музыкальная школа.

- Тоже ведь альтернатива...

- Нет. Как бы это получше объяснить? Знаете, это как в советское время было: мясо покупаешь - кость впридачу. Так и у меня в жизни происходило. Мне говорили: не будешь заниматься в музыкальной школе - не отпустим на спортивную площадку играть. И все. Без права выбора. Ну а дальше - игры, игры, игры. И еще соревнования - я же играл и за сборную Красноводска в баскетбол, и за сборную Туркмении. Тогда же еще были времена, когда в этом виде спорта успеха мог добиваться и Алачачян с его совсем не баскетбольным ростом. Совсем другая техника...

- А почему именно баскетбол?

- Игровой вид спорта. Быстрый. Мыслить заставляет, причем мыслить мгновенно. Ситуация меняется в каждое мгновение. Только поэтому! А еще баскетбол у нас был популярен очень. Весь город собирался, когда на первенство Туркмении играли Красноводск против Ашхабада. Матчи такие были: если играли в Красноводске Красноводск выигрывает, если в Ашхабаде - Ашхабад... Судили­то правильно (смеется). И всегда было три команды - взрослая, юношеская и детская. Поэтому уже со второго-­третьего класса мы не просто гоняли в баскетбол, а участвовали в соревнованиях. Интересных. За эти годы я с баскетбольной командой проехал всю Туркмению - Чиликент, Мары, Чарджоу, Ашхабад...

- Какие-­то баскетбольные кумиры в детстве были?

- Какое там! В детстве мы просто гоняли мяч. Тогда и телевизоров ­то не было. В лучшем случае по радио «ВЭФ» слушали репортажи Синявского о матчах «Спартака». Уже в 1963-­м, по­ моему, году первый телевизор появился - но не маленький этот КВН, а «Рубин­104», у меня отец все­ таки главным инженером завода работал. И вся детвора у нас собиралась футбол смотреть.

- Часто тогда показывали футбол?

- Насколько я помню, часто.

- Спорт занятиям в школе не мешал?

- Там, кроме спорта, не было и жизни­то другой. А в школе мы тогда учились как-­то не очень охотно... Поймите - это совсем другая жизнь была: Азия, жара, 40 градусов в тени, в классе сидеть не хочется... Может, поэтому меня родители после восьмого класса и отправили в Днепропетровск. В итоге школу я закончил уже в Днепропетровске, причем со средним баллом 4,7.

- С кем­-то из друзей детства в Туркмении отношения сохранились?

- Знаете, уже потом, годы спустя, мне на разрешили после института распределиться в Красноводск, хотя я очень этого хотел. Лучше города не знал! И все - благодаря Каспию. Но жизнь сложилась иначе.

Десять часов баскетбола и десять минут бега

- В Днепропетровске были какие­то родственники?

- Да, в этом городе родная сестра матери жила. И работала в «Днепрожил­строе». Там помогли с кооперативной квартирой, и уже с 14 лет я жил один. Два года так провел.

- С баскетболом история продолжилась и на Украине?

- Да, а как же? Сначала, утром, шел в школу. А потом отправлялся на баскетбольные занятия в Центральную ДЮСШ.

- О своем спортивном туркменском прошлом на новом месте сами рассказали?

- Ну прежде всего я туда приехал в 14 лет уже как кандидат в мастера спорта. Мы выиграли тогда по юношам чемпионат Туркмении и поехали в Москву на спартакиаду школьников. Выиграли у узбеков и приехали домой национальными героями. Знаете, как удостоверения кандидатов в мастера у нас тогда после этого выписывались?

- Нет.

- Приходишь в ДОСААФ - а там просто спрашивают: «Первый разряд есть?» - «Есть». Все. Шлепают печать, дают значок - и ты кандидат в мастера. Так что, когда я в Днепропетровск приехал пацаном ­девятиклассником и показал значок с этим удостоверением, они посмотрели с удивлением: «Что это такое?..» Но и не в одном значке дело - играл я неплохо.

- В каком амплуа?

- Разыгрывающим. В общем, выступал за Днепропетровск, мне предлагали там в любой институт поступать на выбор. Но у меня этого выбора и не было - поехал в Москву.

- Почему?

- Можно было и в Днепропетровске остаться в Химико­технологическом институте, но я об этом даже не думал. Только Москва! Еще и потому, что там театры - а это моя другая болезнь, кроме спорта. Но это уже - другая тема.

- Правильно мы понимаем, что вы раз и навсегда отдали предпочтение именно командным видам спорта?

- Сразу. Это ведь еще и образ моей жизни: председатель пионерской организации, секретарь комсомольской организации школы и так далее... У меня коллективное мышление. Да и потом, я не очень понимаю и никогда не понимал такие виды спорта, как бег, плавание. Ты же плывешь, допустим, километр, и о чем­то думать надо все это время. А ради чего ты все это делаешь? Или целый час бежать по дорожке! У меня это в сознании просто не укладывается. Даже в институте, когда сдавали нормы ГТО, мне этот значок подарили - просто повесили, и все.

- Проще три часа отбегать в баскетбол, чем десять минут просто бежать?

- Десять часов в баскетбол - и то легче.

- Какое­то баскетбольное поколение выросло, наблюдая за игрой Александра Белова, следующее - Арвидаса Сабониса или Майкла Джордана. А ваше?

- Конечно, были люди, которыми мы восхищались. Я же не зря уже упоминал фамилию Алачачяна. Или Ахтаев с ростом 232, которому в автомобиле пришлось снимать переднее сиденье, чтобы на заднем размещаться и управлять машиной. Великий был игрок!

- До какого возраста занимались баскетболом серьезно?

- Когда уже в Москве учился в институте, то и там все продолжилось. Участвовал в матчах на первенство Москвы, играл за «Буревестник» - и мы из 80 институтских команд из пятерки лучших никогда не выпадали. Играл до четвертого курса.

- А потом?

- Потом - все. Нужно было учиться. Диплом. К тому же у меня уже со второго курса собственная тема была исследовательская. Вообще тяжеловато было - три раза в неделю тренировки трехчасовые... Плюс - замполит факультета. Тогда это все серьезно было. Времени уже не хватало. Хотя я и потом еще играл, уже здесь, в Киришах, за завод - мы всю Ленинградскую область объездили, даже чемпионами области были по «Трудовым резервам».

- О том, как вы поддерживали спорт, будучи начальником цеха, на заводе КИНЕФ до сих пор ходят легенды...

- Все выигрывали на спартакиаде завода. Только первые места. У меня в те времена было только попробуй не приди на соревнования.

- Народ как это воспринимал?

- Нормально воспринимал. Методы воспитания ведь тоже были нормальные. Была комсомольско­ - молодежная бригада, мы ребят в Ленинград в театры вывозили. Тогда ведь, в 1975 - 1977 годах, здесь ничего еще не было - и города­то, по сути, тоже еще не было. Чем еще было заниматься? И спортзал у нас всегда был полный. Да и сейчас­то молодежь у нас любит спорт. Хотя в физическом плане развита совсем не так, как мы, - просто потому, что нынешним поколением никто не занимается. Я ведь даже, уже будучи директором завода, еще гонял в баскетбол - до тех пор, пока не порвал «ахилл». И мы спокойно могли выиграть у команды молодых специалистов. Сегодня молодежь не та. Не плохая - нет, но с нашим поколением не сравнить. В спортивном плане они - просто никакие. Уровень заводского баскетбола и волейбола сейчас такой, что просто плакать хочется. И это не вина молодежи, а вина системы.

«Кожаный мяч» важнее миллионных контрактов

- По телевизору что сейчас смотрите из спорта?

- Сказать вам честно? Я телевизор не смотрю. Практически вообще.

- А как узнаете новости, спортивные результаты?

- Объясняю. Прихожу на работу и час трачу на то, чтобы узнать в Интернете все интересующие меня новости. А, например, телевизора в спальне у меня не было никогда за всю мою жизнь, потому что я предпочитаю читать. Книги у меня всегда с собой - и дома, и во всех поездках.

- Сейчас какая?

- Книга о жизни Шагала.

- Но какие ­нибудь самые важные трансляции все ­таки смотрите?

- Посмотрел вот хоккейный матч России с Канадой на чемпионате мира. После этого матч с Финляндией смотреть уже не стал, потому что мне стало все понятно. Да, конечно, потрясающий гол забил канадцам Кайгородов. Но такое раз в жизни бывает. А по всем игровым показателям  ­то мы проиграли. Зачем себя обманывать? Но сейчас будут все одного Быкова винить. Разве в нем только проблема? Так мы и в хоккее дойдем до того же самого, что происходит в нашем футболе, когда все мысли у людей только о том, как кого купить и продать, и чтобы меньше семи цифр не было в сделках. Или сейчас мы пригласим израильского тренера, поставим в состав американца - и будем надеяться выиграть чемпионат Европы по баскетболу. И все это - вместо того, чтобы думать о том, как возродить «Кожаный мяч», как вернуть в каждый двор футбольную или баскетбольную площадку.

- Какая спортивная победа в последнее время доставила вам удовольствие как болельщику?

- А вот они (показывает на мячи на стеллаже) - три победы наших девчонок на чемпионатах Европы. Ну и еще порадовала победа женской сборной на чемпионате мира по волейболу. Правда, там почти все сделала одна­единственная Гамова. А больше в последнее время и вспомнить­то почти нечего. В ручном мяче мы относительно недавно выигрывали Олимпиаду - и где сейчас наш ручной мяч? Нет его. И не будет, потому что нет детского гандбола. Нужно заниматься прежде всего развитием детско­ - юношеского спорта, причем сейчас уже многое придется поднимать практически с нуля. Я понимаю, не было бы у нас положительных примеров. Но они же есть. Мы что, историю свою совсем забыли и не знаем, как что делается? Или, может, мы сейчас сосредоточимся на специальных условиях для подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи и напрочь забудем о летних видах спорта? А в Лондоне кто у нас будет выиг рывать? Одна Исинбаева, которая сама не знает, с каким тренером ей работать. Я всегда говорил об этих проблемах и буду говорить. Как Кержаков с его «бил, бью и буду бить» - так и я: говорил, говорю и буду говорить...

- А как вы относитесь к таким проектам, как Сочи­2014, чемпионат мира по футболу­2018?

- Очень хорошо отношусь. Больше того, я просто счастлив, что буквально на днях Челябинску отдали молодежный чемпионат Европы по водному поло. Все это - развитие. Надо не просто строить спортивные залы, а создавать базу для нашего спорта. Другое дело, что вопрос не только в базе или инфраструктуре. Ведь сейчас на стадион у нас стало просто неприятно ходить - какие­то полуголые люди на трибунах, бесконечный мат, который уже скандируется на весь стадион. Попробовал бы кто ­нибудь так вести себя на водном поло в Киришах! Но порой создается впечатление, что нынешняя ситуация всех устраивает, все эти фан­клубы называются молодежными движениями. А потом начинаем разбираться, кто там первый начал избиение в Самаре во время матча с участием «Спартака».

- Не секрет, что вы с министром спорта Виталием Мутко очень давно знакомы. Это помогает или мешает решать вопросы?

- Ни то ни другое. Мы с ним почти не общаемся. Честно. У него своя работа, у меня своя. Один раз у меня была с ним предварительно назначена встреча в качестве президента федерации, но она так и не состоялась: у меня было окно в рабочих планах днем, а у него вечером. Так и разошлись на несколько часов. Я думаю, что в организационном плане - например, в том, что касается создания университетской ватерпольной лиги, - у нас будет поддержка. А в чем еще нам может помочь министр спорта? Все средства на сборы, на национальные команды - все прописано законодательно, и нас это устраивает. А остальное все - работа самой федерации.

Поднять мужское водное поло - новый вызов

- Студенческая лига по водному поло - новый проект, направленный на развитие этого вида спорта в стране?

- Надо трезво оценивать ситуацию. То, что происходит с мужским водным поло в стране, - просто трагедия. У нас скоро даже в Москве не будет команды высшей лиги. Может, сохранится «Динамо», но это уже непонятно что за «Динамо». А что дальше? Для чего тогда работают 19 спортивных школ, если у ребят перспективы - нулевые? Так что начинать подъем действительно предстоит практически с нуля. И организация студенческой лиги по водному поло - один из шагов. В Петербурге уже многое к этому готово. Встречался с ректором Университета имени Лесгафта Владимиром Таймазовым - отличный мужик. Он готов открыть кафедру и специализацию по водному поло. Нужно организовать команды в ИНЖЭКОНе, в «Техноложке», в большом Университете - и дело пойдет... При этом нужно еще, чтобы у всех была вода. И именно об этом я буду официально говорить с Виталием Мутко как президент федерации - это будет главный вопрос. Все остальное мы можем решить силами самой федерации.

- В чемпионате России по водному поло существует жесткий лимит на легионеров - один человек на команду. Говорят, что скоро не будет разрешено иметь и одного иностранца. Но ведь совсем от мир не закроешься...

- В этом смысле - закроешься! И все будет в порядке. Я всем говорил и буду говорить: откройте вместо приглашения иностранцев детско­ - юношеские спортивные школы, отдайте эти деньги на развитие молодежи. Есть ведь живой конкретный пример - женское водное поло. Поддержали в Киришах, на Урале, в Подмосковье, в Ханты­-Мансийске - и вот вам результат. Какая сейчас конкуренция в сборной! И чемпионат у нас какой! Чуть­-чуть не настроился - все, проиграешь сразу! Я очень надеюсь на талант главного тренера сборной Александра Кабанова - на то, что он подведет сборную России к чемпионату мира в идеальной форме. Потому что в этом случае сейчас нет в мире такой команды, которая может победить Россию.

Я уже 12­-й год занимаюсь этим и могу сказать уверенно: наш состав сейчас просто невозможно обыграть. Никому - ни австралийкам, ни американкам. Сплав молодости и опыта в сборной - просто мощнейший. Мы говорим о главном: мы должны выиграть Олимпиаду.

Говорим - и смотрим, что за этим стоит: детские молодежные школы, ни одного иностранного тренера, ни одного иностранного игрока... Плюс колоссальная работа. Но это - то, что касается женского водного поло.

По мужчинам - непочатый край работы. И выход тут, как я уже говорил, один - начинать все с нуля. И я покажу, как это делается, - в Киришах с этого года будет мужская команда высшей лиги. Как я показал это в свое время с женщинами - так покажу и с мужиками. Я беру на все три года, и все будет хорошо. Хотя всегда трудно загадывать, как сложится жизнь, но я все равно уверен, что докажу все и с мужской командой.

- Чувствуется, что это для вас своеобразный новый вызов. И успех на Олимпиаде женской сборной - тоже вызов. Можно сравнивать?

- Нельзя. Это совершенно разные вещи. Олимпиада - это очень мощная цель, и страх там у меня только один - чтобы девчонки в хорошей форме к Лондону подошли. Хотя Кабанов - большой мастер этого, но Олимпиада есть Олимпиада. А мужская команда - да, это вызов, мне самому интересно показать, что это возможно. База и условия есть, а остальное все должны сделать тренеры. Надо будет - Кабанова туда перебросим...

- Вместо женщин?

- Олимпиаду с женской сборной выиграем - а там и видно будет. Я уже с ним разговоры на эту тему веду.

- Тем более что у него самого наверняка сохранилась боль за мужское водное поло, которому он отдал столько лет жизни... 

- Так­то так, но он - уже немножко другой. Есть время собирать камни, а есть время разбрасывать камни. Александр Сергеевич понимает, что с мужчинами начинать придется с нуля, а там, с женщинами, - уже есть результат. Надо ли ему это все? Видно будет. Это непростая ситуация. Скажу так. Допустим, предложи мне сейчас: пойди на другой завод и сделай его с нуля. Еще пять лет назад я бы согласился, сейчас - уже нет. Нет! Вот оно - за окном. Делай, как я. Но что касается меня самого: любые деньги, любые условия - ответ: нет! Не потому, то у меня нет сил или уже не горят глаза. Я по­прежнему очень люблю свою профессию. Просто всему свое время. У меня есть дело, которому я служу и своей жизнью показываю, как его нужно делать - и на заводе, и в спорте...

«Спорт­Экспресс - Петербург» поздравляет Вадима Евсеевича Сомова с юбилеем, желает долгих лет успешной работы, профессиональных и творческих достижений, а также спортивных побед, стремление к которым стало неотъемлемой частью его жизни.