СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Жизнь как обязанность играть в WATER POLO

https://lh3.googleusercontent.com/-nkOEI3qUj-s/UXpun0-9X7I/AAAAAAAAB44/FFRcICc2b70/s125/h.jpg

Эта игра прошла через всю мою жизнь, говорит Зураб Чачава, вспоминая свой тбилисский дом на набережной, напротив легендарной «купальни». Брат Ростом тогда насильно притащил и бросил его, младшего в семье, в холодную и мутную воду, откуда он вышел умеющим за себя постоять, защитить слабого, быть справедливым, ибо главное для него – каким  и с каким грузом человек идет по дороге жизни.

Память многократно возвращает его в июньское утро, которое разом перечеркнуло их безмятежное детство.


«Прощай, Лука, прощай!» - кричали с берега ребята постарше. Они торопливо прошли в калитку, ведущую к реке, поднялись на паром и в последний раз посмотрели на спортивную базу, и старый паромщик, с которым их связывали непростые отношения – у этих парнишек, достигших призывного возраста, никогда не было денег на проезд, и они чаще предпочитали добираться до купальни вплавь.  Но теперь паромщик понимающе смотрел им вслед, как и хозяин этого детского рая при воде Лука Александрович, и малолетки, которые в силу возраста оставались дома.


Мальчики шли на войну в первые же ее дни, и уроки плавания, которые они постигали на берегах Куры, потом помогали им сражаться и выжить на Днепре, Западном Буге, в Керченском проливе…


Забыты счастливые дни, когда они  после занятий по плаванию устанавливали ворота, разграничивали поле для игры – загадочного и экзотического ватерполо, и произносили его младшие как заклинание, не смея мечтать, что когда-либо и они научатся технике владения мячом – поднимать мяч с воды, бросать, ловить, передвигаться с ним по полю, поражать ворота.


Но рядом с ними был Лука Иоакамиди, их великий педагог и воспитатель, и он присматривался к тем, кто постиг азбуку плавания, и думал, как постепенно их приобщить к водному поло. Для начала раздал несколько старых мячей – других просто не было – их надо было привести в рабочее состояние, сушить на солнце, смазывать гуталином, втирать, снова сушить и натирать до блеска. После нескольких тренировок мячи разбухали от воды, тяжелели, и приходилось начинать сначала.


Лука Александрович – батумец, земляк Зураба и Ростома Чачава, сын профессионального борца, которому довелось бороться с Иваном Поддубным, как и его ровесники, проявлял таланты во многих видах спорта – играл в волейбол, плавал, прыгал в воду с вышки, был даже чемпионом Закавказского военного округа по гимнастике. Он и от войны не бегал, нес ратную службу на Кавказе, на Сурамском перевале, командовал взводом, но потом его отозвали в Тбилиси – поручили преподавать военизированное плавание на офицерских курсах, здесь он был нужнее.


Но величие Иоакамиди-тренера проявилось, конечно же, в плавании и водном поло, где среди его учеников – чемпионы страны, призеры Олимпийских игр, победители крупных турниров – слава и гордость многих водных видов отечественного спорта.


В голодные военные и послевоенные годы Лука Александрович, вспоминает Зураб  Чачава, проявлял чудеса изобретательства, чтобы подкормить своих занимающихся плаванием мальчишек и девчонок, - выискивал, вымаливал в учреждениях и конторах талоны на дополнительное питание, предназначенные для их сотрудников. На эти талоны можно было иногда скромно пообедать в столовой Дома офицеров. Но талонов на всех не хватало, а ребят и после тренировки было не оттащить от воды, и Лука, он жил в радиорубке на бассейне, выносил жидкий супчик или отварные макароны в оловянных мисках, чтобы у его детей были силенки дотянуть до вечерних занятий.
Зураб Чачава, который для друзей, и в первую очередь ветеранов спорта, курного народа, как гордо они себя именуют, по-прежнему Зорик, бесконечно благодарен судьбе за то, что она на многие годы связала его с водным поло, одарила прекрасными учителями и талантливыми учениками, научила по-настоящему работать, любить, искать хорошее и верить в него…  Он вечный должник этой замечательной игры  и всю жизнь старался вернуть ей свой долг!


А теперь проследим, как Зураб Михайлович погашал свой вечный долг.


Последовав за признанным лидером своего поколения Петром Яковлевичем Мшвениерадзе в Москву, за своим другом Како, который за счет титанического труда стремительно выдвинулся в ряды лучших ватерполистов мира, стал бронзовым и серебряным призером Олимпиад в Мельбурне и Риме, и доцентом  Академии МВД СССР, которого именовали не иначе как Петром Великим, Зураб Чачава стал играть с ним в московском «Динамо», провел в этой команде пять незабываемых лет, получил  золотую медаль чемпиона СССР 1955 года, когда столичным динамовцам, преодолев психологический барьер, наконец-то, впервые удалось решить в свою пользу извечный спор с земляками – армейцами и торпедовцами. Почин оказался чемпионский, для динамовцев началась восьмилетняя, практически беспрерывная серия побед – пять комплектов золотых медалей подряд. Но, к сожалению, уже без Зураба Чачава. 


Здесь уместно вспомнить, как воспитанники грузинского водного поло оказались в Москве, защищая честь лучших московских клубов, что в свое время вызывало немало пересудов. Объяснение лежало на поверхности – в Тбилиси не было зимнего бассейна, вода в купальне курная, холодная, пригодная для занятий пять месяцев в году, и ключ к росту мастерства ватерполистов лежал на дне  благоустроенных зимних бассейнов. Это объясняет массовый исход на север самых лучших: Петра Мшвениерадзе, Михаила Рыжака, Нодара Гвахария, Георгия Харебова, Зураба и Ростома Чачава, Владимира Рашмаджана, Гиви Чикваная, Петра Бреуса, Владимира Клименко, Ираклия Схиртладзе, Виктора Романова…


Наступал год первой Спартакиады народов СССР, и союзные республики приступили к пополнению и усилению своих спортивных рядов. Зураб решил уходить из команды чемпионов, вместе  с ним в Грузию вернулись брат Ростом, который выдвинулся как игрок и тренер, и Нодар Гвахария.
Решающую судьбу спартакиадного «золота» встречу сборная Грузии, как и ожидалось, проиграла москвичам, всего один мяч. По существу им противостояла сборная СССР, через год удостоенная бронзовых олимпийских медалей и тем самым вошедшая в квартет мировых грандов водного поло.
Но упрека в их адрес никто не бросил, команда добилась самого большого успеха в истории грузинского водного поло. 


«Грузины сегодня играли – как звери!», - сказал старший тренер москвичей Николай Иванович Малин, проходя мимо Зураба и его товарищей, сидевших на бортике бассейна в Лужниках – уставших, довольных, но несколько неудовлетворенных, аппетит приходит во время еды! Это была высшая оценка и похвала в устах человека, которому скоро вручили бразды правления в олимпийской сборной страны.


На второй Спартакиаде народов СССР (1959) Зураб Чачава в составе сборной Грузии завоевал бронзовую медаль, а годом раньше – медаль такого же достоинства, выступая в составе тбилисского «Динамо» в чемпионате страны.


В свете этих событий, да и последующих, трудно согласиться с предельно скромной самооценкой Зураба Михайловича: «Я всегда весьма скромно оценивал свою роль в водном поло, и не собираюсь менять эту позицию».
Это сказано человеком, который через три года вместе с братом ушел из тбилисского «Динамо», по совету руководителя спорта республики перешел работать в Грузинский политехнический институт, на многие годы связал свою спортивную судьбу с замечательным человеком, выдающимся баскетбольным тренером Михаилом Кекелидзе, заведующим кафедрой физического воспитания и спорта, который предложил ему создать и тренировать институтскую команду ватерполистов.


Сказано обладателем звания заслуженного тренера Грузии и судьи международной категории, отсудившего матчи Олимпийских игр, Кубка мира, чемпионатов мира и Европы, специалистом этой опасной профессии – не случайно на соревнованиях высокого ранга безопасность судей обеспечивают личные телохранители.


Обслуживая матчи, находясь на бортике плавательного бассейна, где бушевали страсти, он демонстрировал творческое судейство, объективность, быстроту реакции, игнорирование факторов, мешающих нормальному проведению судейства, уважение и признание авторитетов, но без всякого раболепства и робости по отношению к ним, не теряя контроля над игрой в сложных критических ситуациях.
А еще он благодарен всем, кто предложил ему стать тренером нашей первой женской команды по водному поло, и в первую очередь своему старинному другу и коллеге Вове Гоиашвили, который сам ее тренировал, но занятость по основной работе – Владимир Александрович восемь лет был президентом Федерации водных видов спорта Грузии, заставила его остановить свой выбор на Зурабе Михайловиче Чачава. Однажды он тайком посетил занятия начинающих ватерполисток и отметил интересный материал. Ему повезло: он увидел несколько замечательных девушек, их и учить-то было нечему. Они могли составить костяк команды, которая могла реализовать самые амбициозные задачи, и она их реализовала со временем.


А пока надо было работать, ему и Важа Черткоеву, о лучшем единомышленнике в этой специфической работе с женской командой он и не мечтал.


Сегодня имена этих ватерполисток на слуху, некоторые не ушли из спорта, работают здесь же, на водноспортивном комплексе «Лагуна-Вере», не скрывая смелого плана – возродить в Грузии женское водное поло.


А тогда у Зураба Михайловича тревожно екало сердце, когда после тренировки кто-то пытался провожать их красивых девчонок. Выйдя замуж, их восходящая звездочка, как правило, прекращала занятия водным спортом. Сегодня такую проблему приходится решать Светлане Безродной, художественному руководителю камерного «Вивальди-оркестра». Но несмотря на охотников за невестами на трибунах, главная задача была выполнена – прошло чуть более трех лет, и 4 октября 1989 года, преодолев непонятное сопротивление руководителей отдела водного поло союзного Спорткомитета, первый официальный чемпионат СССР был выигран тбилисской «Иверией», которая до этого стала сильнейшей профсоюзной командой в стране, а еще через год, ведомая Борисом Мегедем, удостоилась серебряных медалей второго чемпионата страны.


Назовем нескольких застрельщиц этого замечательного почина. Вика Иванова стала лучшим вратарем страны, Наташа Азатян-Надирадзе отлично справлялась с функцией разыгрывающей, игроки нападения Мака Хизанишвили, Нона Экизашвили, Алена Маргиева-Чиковани (дочь известного ватерполиста Бориса Маргиева), защитницы Тома Лашкарашвили, Таня Чернышева и Ира Корашвили, бомбардир Лела Мгеладзе из Кутаиси, выполняющая задачи так называемого «столба», игроки средней линии сестры Гванцеладзе. С такими золотыми девчатами можно было решать любые  задачи. Но наступили иные времена...


Мы еще ничего не сказали об основной работе Зураба Михайловича Чачава, инженера-строителя. Выпускник ГПИ, он работал по специальности, в том числе в Иране, на строительстве в городе Ариашахра, занимался проблемами использования солнечной энергии в системах горячего водоснабжения, автор многих действующих гелиосистем, в том числе на курорте Пицунда.


Ветеран грузинского спорта считает: «Неважно, что сегодня тебя не помнят, ведь это не потому, что водное поло многие годы отвлекало тебя от твоей основной деятельности; могу предположить даже иное, а именно то, что лишь благодаря ему всех нас, ветеранов, еще кто-то иногда и вспоминает… В этом отношении нам,  спортсменам, крупно повезло».


А вообще, как сказал его большой друг и острослов, замечательный вратарь и тренер Георгий (Жора) Харебов, если судьба играет человеком, то человек просто обязан играть в водное поло. И тут действительно трудно возразить против этой сентенции, которую охотно повторяет не одно поколение ватерполистов.

Автор: Арсен ЕРЕМЯН