СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ: Мировая лига. Суперфинал. 1. Сербия, 2. Италия, Хорватия...  МНЕНИЯ:  Александр Клейменов ... ЧЕМПИОНАТЫ:   Мировая лига. Суперфинал. Групповой этап соревнований.     ТРАНСЛЯЦИИ:    Игры сборных России в Мировой лиги-2016. МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!  СКОРО:  16-30 июля. Чемпионат мира. Будапешт (Венгрия).
 

« Архив »




Спортсменов узаконили по-новому

                            Спортсменов узаконили<br>по-новому
                                                  Фото: sportpravo.ru

Вступил в силу новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Сотрудник Росспорта рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» о том, как закон вступал в силу, о его основных достоинствах и отличиях от старого закона и о новых отношениях спортсменов со спортивными организациями.

В преддверии пекинской Олимпиады-2008 страна получила новый базовый отраслевой закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта.

Полностью текст закона можно прочесть здесь

О причинах разработки нового закона о спорте и о его сути корреспонденту «Газеты.Ru» рассказал сотрудник Росспорта, начальник отдела нормативного обеспечения отрасли Илья Кузнецов.

«Принятие этого закона закладывает качественно новый правовой фундамент в сфере регулирования отношений в области физической культуры и спорта, - начал свой рассказ Кузнецов. - Это третий базовый отраслевой закон в российский период, который регулирует отношения в этой области: сначала был закон 1993 года, затем был новый закон, принятый в 1999 году, который действовал до воскресенья (30 марта), и вот третий базовый федеральный закон. В период советской власти закона о спорте не было вообще».

- Чем была обусловлена потребность в новом законе?
- Разрабатываться закон начал ещё в 2003 году, по поручению президента Российской Федерации.

Необходимость разработки была обусловлена тем, что по содержанию предыдущий закон был совершенно декларативен, многие статьи не нашли реализации, многие нормы не были воплощены в жизнь.

Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные отрасли российского законодательства: бюджетное, законодательство о разграничении полномочий, об образовании и ряд других. В связи с этим и назрела необходимость подготовки нового акта, нового закона, который ответил бы нашим потребностям в правовом регулировании в области спорта.

- Как закон проходил?
- Проект закона о спорте был внесён правительством на рассмотрение в Государственную думу в октябре 2006 года. В том же году 14 декабря он был принят в первом чтении, после чего началась доработка законопроекта. В Думе была создана специальная рабочая группа по доработке, которую возглавил заместитель председателя Комитета по физкультуре, спорту и делам молодёжи Ильдар Гильмутдинов.

Дискуссии по поводу закона были достаточно жаркие: только за период доработки было внесено свыше 500 поправок. В подготовке законопроекта активное участие принимали депутаты Госдумы, члены Совета федерации, представители государственного правового управления президента, Росспорт, Олимпийский комитет России (ОКР), спортивные федерации. Несмотря на то что законопроект претерпел достаточно существенные изменения с момента его внесения до принятия в окончательной редакции, всё-таки базовые, основные идеи в нём остались. После доработки он был принят сразу во втором и третьем чтениях в середине ноября и после одобрения Советом федерации 4 декабря прошлого года подписан президентом.

- Чем новый закон кардинально отличается от старого?
- Прежде всего, существенно уточнён и расширен понятийный аппарат. Он содержался и в предыдущем законе, но в недостаточном объёме раскрывал те понятия, без которых довольно трудно осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений в сфере спорта. Многие термины в новом законе были введены впервые: «массовый спорт», «национальные виды спорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта» - речь идёт о тех понятиях, которые постоянно используются и которые необходимы для правового регулирования.

Отдельные статьи в законе посвящены олимпийскому движению, олимпийскому комитету (правда, в предыдущем законе этому также были посвящены статьи). Кроме того, есть статья, посвящённая Параолимпийскому и Сурдолимпийскому комитетам и Специальной олимпиаде России.

- Что является основными достоинствами нового закона?

- Одним из основных достоинств закона является довольно чёткое разграничение полномочий.

В чём здесь дело: пункт «е» части первой 72-й статьи Конституции устанавливает, что физическая культура и спорт относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации - это говорит о том, что регулирование отношений ведётся как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В связи с этим возникает вопрос: а кто чем должен заниматься? Так вот, как раз-таки в новом законе довольно чётко и детально регламентировано, какие полномочия относятся к уровню федерации, какие полномочия закреплены за органами государственной власти субъекта РФ, а какие закреплены за органами местного самоуправления. Кроме того, такое чёткое разграничение создаёт необходимую основу для дальнейшего совершенствования законодательства.

В законе довольно чётко установлен механизм государственного регулирования в сфере спорта, который включает в себя такие институты, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий. До принятия закона такие отношения регулировались нами, Росспортом, в отсутствие законодательного закрепления соответствующих полномочий. Сейчас в законе это есть.

Законом вводится новый вид общественного объединения - спортивная федерация, целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта. Структура спортивных федераций претерпела некоторые изменения. Теперь её можно представить в виде трёхуровневой пирамиды: в основании лежат местные федерации, затем региональные федерации и, наконец, на её вершине общероссийские спортивные федерации. Соответственно, общероссийская федерация состоит из региональных, региональные - из местных федераций.

Устанавливается особый правовой статус общероссийских спортивных федераций - закреплены требования к уставу, их права и обязанности.

По нашему мнению, это должно позволить эффективно достигать уставных целей, связанных с развитием спорта в масштабах страны.

Законом предусматривается процедура аккредитации как всероссийских спортивных федераций, так и региональных. До вступления закона в силу осуществлялась аккредитация только общероссийских федераций. Важно отметить, что законом установлен четырёхлетний переходный период, связанный с большим количеством нововведений, в течение которого федерации смогут привести свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями.

Закон разграничивает понятия «физкультурное мероприятие», «спортивное мероприятие» и «спортивное соревнование». Это очень важно, потому что эта понятийная разбивка осуществлена в целях решения главных вопросов для людей, которые занимаются спортом: кто может принимать участие в том или ином мероприятии, кто устанавливает требования, каков порядок. Закон говорит о правилах, регламентах, об организаторах, о правах организаторов соревнований.

Важно, что статус и наименование чемпионата, Кубка или первенства РФ или субъекта РФ либо муниципального образования могут иметь только официальные спортивные мероприятия.

Законом вводится понятие «официальное спортивное мероприятие», и далеко не каждое соревнование будет считаться таковым.

Отдельная глава закона посвящена подготовке спортивного резерва. Впервые законодательно устанавливается перечень этапов многолетней подготовки спортсменов. Определён круг спортивных организаций, которые будут её осуществлять.

Новеллой закона о спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, а также обеспечение спортивной экипировкой, инвентарём и питанием. Сюда же относится медицинское обслуживание и проезд.

Особое внимание уделено спортивным сборным командам России.

Устанавливается, что материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическим, медико-биологическим и медицинским оборудованием осуществляется за счёт средств федерального бюджета.

Отдельная статья посвящена формированию сборных команд.

- Как регулируются отношения спортсменов со спортивными организациями?
- В отличие от прошлого закона о спорте, в новом вы не увидите регламентации отношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Параллельно с новым законом о спорте разрабатывался и уже принят закон о внесении изменений в Трудовой кодекс. Он дополнен новой главой, которая называется «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». Теперь все эти вопросы регулируются трудовым законодательством.

Раньше была большая проблема, связанная с этими отношениями. Открываем весьма противоречивый 80-й закон («О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года - «Газета.Ru») и видим определение «профессионального спорта», под которым понималась предпринимательская деятельность с целью удовлетворения интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, выбравших спорт своей профессией, и зрителей. В то же время 25-я статья этого же закона гласила: «контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства...». То есть это взаимоисключающие вещи. Сейчас такая коллизия исключена. Теперь, по крайней мере, мы понимаем, что это трудовые отношения, на которые распространяются основные принципы и начала Трудового кодекса и законодательства.

Подводя итог, надо сказать, что новый закон о спорте является существенным шагом вперёд с точки зрения качества нормативно-правого регулирования в сфере спорта, проработанности самого акта.

Предыдущий закон довольно сложно принимался, Госдуме пришлось преодолевать президентское вето, и в итоге он был подписан. Документ имел ряд противоречий, как внутренних, так и внешних. Нынешний закон имеет достаточно высокую степень проработки. Кроме того, он содержит ряд институтов, которые раньше не были закреплены вообще. А именно - институтов государственного регулирования в спорте.

Следующим этапом является реализация закона. Он предписывает издание ряда актов в его исполнение. Причём это акты как правительства РФ, так и Росспорта. Сейчас идёт активная работа по разработке этих актов. Представляется, что после завершения этого процесса спортивное законодательство России должно выйти на следующий этап - начнётся правоприменение, которое выявит существующие пробелы и направит законодателей и органы исполнительной власти в дальнейшее русло совершенствования нормативно-правовой базы отрасли.

- Пример: профессиональный игрок А имеет контракт с клубом Б. Как будет решаться вопрос в случае если:
а) игрок А захочет покинуть клуб Б до окончания своего контракта (пример: Сычёв, ушедший из «Спартака»)?
б) клуб Б захочет расстаться с игроком А, если у игрока А действующий контракт с клубом Б?
в) имеет ли право клуб В вести переговоры с игроком А, если у игрока А действующий контракт с клубом Б?

- В соответствии с новой главой Трудового кодекса, вступившей в силу 30 марта, в случае досрочного расторжения договора спортсмен обязан предупредить работодателя за месяц и уплатить клубу компенсацию, размер которой устанавливается договором. Возможность ответной компенсации - выплаты клубом выходного пособия игроку в случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе работодателя - не предусмотрена, как и сама возможность такого увольнения без указания причин. Законодательно не предусмотрены и ограничения на ведение каких-либо переговоров со спортсменами во время действия трудового договора. Однако во многих видах спорта - футболе, хоккее, баскетболе и других - подобные ограничения, а также обязанность выплаты упомянутого выходного пособия закреплены на уровне корпоративных норм спортивных федераций и лиг.

- Какие вообще санкции в разных случаях клуб Б может применить к игроку А и, соответственно, наоборот?
- Законодательно закреплена возможность спортивной дисквалификации за нарушение положений (регламентов) спортивных соревнований, за использование допинга, а также в случае нарушения норм, утвержденных международными спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями. На практике такого рода нормы и возможность дисквалификации спортсменов, установленные федерациями по видам спорта, могут быть самые разнообразные.

- Как будут решаться трансферные вопросы в хоккее (пример: бегство Малкина из «Металлурга» за океан в «Питтсбург»)? Какие санкции могут быть применены в подобном случае?

- В случае досрочного расторжения трудового договора по собственной инициативе клуб вправе требовать выплаты спортсменом компенсации, размер которой устанавливается при подписании этого договора.

Кроме того, к спортсмену могут применяться различные санкции, установленные международными спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями.

- Для кого вообще более выгоден закон - для спортсменов или для их клубов, других спортивных организаций? Чем?
- Закон выгоден всем участниками отношений в сфере физической культуры и спорта, поскольку в отличие от предыдущего содержит конкретные правовые механизмы, а не декларации. Новый закон на самом деле не вводит ничего принципиально нового, а лишь закрепляет, упорядочивает уже сложившиеся в физической культуре и спорте правовые институты. И спортсмены, и физкультурно-спортивные организации, включая спортивные клубы и спортивные федерации, теперь будут иметь чёткий правовой статус, права и обязанности - то есть чёткую правовую основу своей деятельности.

 Дмитрий Тихонов