СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Поиграл за «мафию» и аравийских принцев

Александр Потульницкий

Десять лет назад сборная Украины по водному поло выступала на Олимпийских играх. И пусть в Атланте-1996 наши ватерполисты заняли только 11-е место при 12 участниках, ныне о таком результате можно только мечтать. Сейчас национальная команда выступает в слабейшем европейском дивизионе «С», где ее результаты нельзя назвать утешительными.

Корреспондент «2000» встретился с одним из лидеров нашей олимпийской дружины в Атланте Александром Потульницким, который рассказал о славных олимпийских мгновениях, своей карьере в Италии, Словакии и Саудовской Аравии, а также о нынешних перспективах украинского водного поло.

Конфликт - и нет сборной

- Тяжело ли было 10 с лишним лет назад завоевать олимпийскую лицензию?

- Выступить в Атланте-1996 для многих из нас было заветной целью. На квалификационном турнире в Берлине мы преподнесли настоящую сенсацию, заняв второе место и пропустив вперед лишь известных своими традициями в водном поло югославов. Могли бы мы успешнее выступить и на Олимпиаде. Но наставник украинской дружины Юрий Дроздин почему-то решил произвести в составе команды серьезные кадровые изменения. И по сути путевку на Олимпиаду добывала одна команда, а выступала в главном спортивном старте четырехлетия другая. Юрий Николаевич сделал ставку на хорошо знакомых ему доморощенных исполнителей. Увы, она не сыграла.

Мы всего лишь два мяча уступили сборным Италии и США.Думаю, нам не хватило пары свежих ребят, которые смогли бы заменить игроков основного состава и поддержать высокий темп игры. А когда мы лишились шансов завоевать место в восьмерке, у парней просто опустились руки. Честно говоря, мы не видели принципиальной разницы в 9-м или 11-м итоговых местах.

- После Атланты сборная начала стремительно сдавать позиции. Почему?

- У ряда ведущих игроков возник конфликт с тренером, после которого они приняли решение прекратить выступления за национальную команду. В их числе был и я. Сборная же с каждым годом вяла, как яблоко. Сначала скатилась в дивизион «В», а затем и «С». Там выступают слабейшие коллективы Старого Света - Дания, Норвегия, Швеция, Англия, Португалия и Мальта. Так что теперь нужно все начинать с нуля. Вновь пробиться в «В», а затем в «А». Это нелегко. К примеру, уровень национального первенства 10 лет назад был на порядок выше нынешнего. Сейчас в чемпионате Украины одна по-настоящему профессиональная команда - «Ильичевец». Не ощущающие конкуренции внутри страны мариупольцы для поддержания своего уровня также выступают в чемпионате России. Остальные же коллективы загибаются.

- Неужели не осталось игроков, которые защищают цвета зарубежных клубов и могут усилить сборную?

- Конечно, такие ребята есть. Владимир Каменецкий выступает в Италии, Виктор Бондаренко - в Испании, Дмитрий Стратан - в России. Думаю, они просто не видят смысла на таком уровне играть за сборную. И я их понимаю. Ведь, согласитесь, проигрывать более чем средним командам по 10 - 15 мячей мало кому понравится.

- Есть ли в таком случае будущее у нашего водного поло?

- Хочется надеяться. Есть люди, неравнодушные к нашему виду спорта. Запланированы первые шаги к возрождению водного поло. Одним из них видится возвращение молодого специалиста Вадима Скуратова, который ныне работает в тренерском штабе сборной Польши. Надеюсь, в следующем году он возглавит молодежную сборную Украины. Начинать ведь нужно с молодых ребят - возрождать юношескую школу. Большое значение имеют базы. С ними сейчас серьезные проблемы. Пару лет назад в Киеве побывал представитель Международной федерации плавания (ФИНА) господин Анджело. Попросил, чтобы его отвезли посмотреть бассейн возле стадиона «Динамо» - он его открывал около тридцати лет назад. И узнав, что на месте бассейна сейчас автостоянка, высокий гость неприятно удивился. Увы, и система подготовки у нас уже практически отсутствует.

Львовский бум

- Так ведь здесь можно перенимать опыт того же львовского «Динамо», где вы начинали карьеру.

- Подготовка резерва в «Динамо» действительно была что надо. Во всех сборных Союза выступали воспитанники львовской ДЮСШ.Двое-трое ребят постоянно вызывались в национальную сборную СССР.Союзный чемпионат был сильнейшим в Европе. И мы, провинциальный клуб, умудрились дважды завоевать в нем бронзовые медали. Для меня они как золотые. Думаю, вы представляете, как сложно было «Динамо» конкурировать с командами из Москвы, Тбилиси, Киева, Алма-Аты...

Из 12 коллективов, выступавших в высшей лиге чемпионата СССР, минимум восемь были европейского уровня. Само же первенство было абсолютно непредсказуемым и пользовалось немалой популярностью у зрителей. На матчи чемпионата во Львове полностью заполнялись трибуны бассейна - на центральные поединки собиралось до пяти тысяч болельщиков. Поэтому не мудрено, что местные мальчишки просто «оккупировали» профильные секции. Думаю, желающих заняться «водным футболом» было не меньше, чем стремящихся в футбол настоящий.

- Вы тоже пришли в водное поло на этой волне?

- Не совсем. Начинал я с плавания. Мне тогда только пять лет исполнилось. Но через некоторое время плыть от бортика к бортику стало неинтересно. Когда учился в третьем классе, в школу пришел тренер по водному поло. Рассказал о наборе в секцию. Я решил попробовать. Понравилось.

- Что предопределило выбор игрового амплуа?

- Быстро плавал - для подвижного нападающего эта черта просто необходима. В нашей школе тренировали прекрасные детские специалисты Евгений Наумчик и Юрий Самсонов. Они научили меня азам. А затем я перешел под опеку Александра Бойко, который ныне работает тренером в Голландии. В 17 лет меня перевели во взрослую команду. Через год выступал в основном составе «Динамо». В высшей лиге чемпионата СССР я отыграл пять полноценных сезонов. Учился всему у лидеров нашей команды Николая Смирнова, Павла Прокопчука, Виктора Берендюги и Сергея Харина, которые становились чемпионами мира и Европы в составе сборной СССР.На Олимпийских играх в Сеуле-1988 сборная СССР, в которой выступали Смирнов и Прокопчук, заняла третье место. Тогда это была трагедия.

- Вы ведь тоже успели «отметиться» в союзной сборной?

- Жаль, что на молодежном чемпионате мира-1989 во Франции в финале мы проиграли югославам. Так что чемпионом мира я не стал. А к первой команде страны я больше «подпускался» - в «основе» сборной на то время играли настоящие мастера.

На вечеринки с Бати-голом

- После развала СССР вы сразу засобирались за границу.

- Меня пригласил словацкий клуб НКХЗ из города Новаки - руководство хотело усилить команду в розыгрыше Кубка европейских чемпионов. За выступление в пяти играх мне заплатили гонорар 1000 долларов. Предложили контракт, но у меня появилось еще одно предложение из Италии. И контракт я подписал с клубом из Больяско - это городок на севере страны. Для начала мне предложили 20 тысяч долларов за сезон.

В этой команде я выступал с еще одним выходцем с постсоветского пространства - грузином Ревазом Чомахидзе. Мне сняли двухкомнатную квартиру. Местность там живописная - рядом горы. На первых порах очень помогло знание английского языка - тетя работала профессиональным переводчикам и еще во Львове меня многому научила. А английский, как оказалось, очень похож на итальянский. К тому же ко мне очень хорошо отнесся спортивный директор клуба, в семье которого я первые три месяца почти что жил. Затем меня с Ревазом отправили в школу совершенствовать знания в итальянском.

- В спортивном плане проблем тоже не возникло?

- В первом же сезоне мы вышли из Серии B в Серию А2 (из третьего дивизиона - во второй). В следующем сезоне добились права представлять Больяско в элитной лиге. Но контракт с клубом я не продлевал - в своих рядах меня захотели видеть руководители «Рари Нантеса» из Флоренции. Этот клуб был одним из лидеров в стране. Мы дважды были близки к чемпионству, но завершали сезон на втором месте. По популярности в городе мы уступали только футболистам. Помню, было время, когда и «Рари Нантес», и «Фиорентина» шли в своих первенствах на первом месте. Игроков команд постоянно приглашали на всякие презентации и вечеринки. На одной из них я познакомился с Габриэлем Батистутой - Бати-голом, который тогда блистал в футболе.

- Почему же вы не задержались во Флоренции?

- Президент клуба захотел сэкономить на моей зарплате. Я на это не пошел, тем более что старые знакомые из словацкого НКХЗ вновь настойчиво приглашали меня к себе. И я сорвался в Словакию. Возможно, зря так поступил. Ведь если бы выступал, то есть работал в Италии на протяжении семи сезонов без перерыва, мог бы претендовать на получение гражданства. А это дало бы немало преимуществ: свободное продвижение по странам Евросоюза и так далее. Хотя в Словакии я вместе с еще одним украинским легионером Вадимом Скуратовым дважды стал чемпионом страны, поиграл в Лиге чемпионов, дошел до полуфинала Кубка обладателей кубков. В одном из европейских розыгрышей мы даже обыграли московское «Динамо».

- Новаки, видимо, небольшой город?

- Я бы даже сказал, поселок. С населением 10 тысяч жителей. Главным спонсором команды был завод химикатов - его директор слыл большим поклонником водного поло. Ко мне там великолепно относились. И условия были неплохими - я получал 30 тысяч долларов за сезон, а также находился на полном пансионе - кормили в ресторане трижды в день.

Как не повезло Италии

- Если все было так хорошо, почему же в Словакии провели только два сезона?

- Пришлось уходить по объективным причинам. У нашего главного спонсора сменился учредитель, который к водному полу был равнодушен. Хорошо, хоть в Италии обо мне еще помнили. За три сезона я сменил три клуба - играл в Модене, Болонье и Неаполе. Но самые приятные впечатления остались от выступлений за сицилийский «Нуото Катанья». Сицилия - это вообще рай на земле. И не принимайте всерьез фильмы о сицилийской мафии. Там бал правят очень уважаемые люди, которые помогают бедным и большие «оброки» берут лишь с богачей, имеющих огромные прибыли с казино и других сомнительных с этической точки зрения видов бизнеса.

Президентом «Нуото Катанья» был известный итальянский хирург Антонио Юна, а спонсировала клуб одна из нефтяных компаний. Мы выиграли чемпионат Италии. Я стал лучшим бомбардиром первенства - забил 85 голов. Поэтому покидал Сицилию с грустью. Радовало лишь то, что отправлялся почти на родину - в Россию. В подмосковном Чехове в спешном порядке формировалась команда, и мне предложили неплохие финансовые условия - 40 тысяч долларов за сезон.

- В Италии к этому времени недвижимостью не обзавелись?

- При моей зарплате и дороговизне жилья на Апеннинах это было невозможно. К тому же я жил сегодняшним днем, много путешествовал. Побывал в Австралии, Бразилии, на Мальдивах и в США.Помогал своей семье во Львове, маме купил квартиру. С Украиной, кстати, связей старался не терять - приезжал раз в год на месяц. В Италии нашел и свою вторую половину - Оксана приехала из Киева в южную страну работать моделью. Познакомились в ночном клубе. Вместе мы уже шесть лет. У жены спортивная семья. Мама, Валентина Федоровна Савельева, - заслуженный тренер Украины по бадминтону. Получилось, что жену нашел в Италии. Но она оказалась украинкой.

- Я этому не удивляюсь. Недавно был в Италии и заметил: там очень мало красивых женщин.

- Это правда. Я объясняю это следующим образом: Бог дал Италии очень многое - прекрасное месторасположение, чудесные горы и горные речки, прекрасную кухню и вино, отличный климат, красивых мужчин. И вот на последнем мазке Всевышний, видимо, понял, что переборщил с позитивом и решил это «исправить» внешностью итальянок. Самые красивые из них живут, к слову, на Сицилии.

Игра под барабаны

- В Чехове вы провели один сезон. Как вам уровень чемпионата России?

- Сегодня он, пожалуй, сильнейший в мире. В Россию из зарубежных чемпионатов вернулись все лидеры. Лучшие из них получают по 100 - 150 тыс. долларов за сезон. А годовой бюджет моего «Штурма» составлял около 3,5 млн. долларов.

- Почему же выступление за «Штурм» было столь скоротечным?

- Перед началом следующего сезона президент «Штурма» предложил контракт, несколько пунктов которого меня категорически не устраивали. Там значилось, что если я не проведу определенное количество матчей, моя зарплата значительно урезается. Тренер рекомендовал остаться, по-своему поддерживал. Но отношение президента мне не понравилось, и я стал собирать вещи. Тем более что возник вариант поиграть в Саудовской Аравии.

- А там-то о вас как узнали?

- Сам не знаю: позвонили - пригласили. В Аравии мне очень понравилось. Действительно, очень богатая страна. Со мной в клубе выступал любитель - по основной профессии он учитель английского языка. Парню едва за двадцать перевалило, он толком-то и поработать еще не успел, но уже имел зарплату - 3000 долларов в месяц. И это для Саудовской Аравии обычная практика. Большинство местных жителей имеют роскошные виллы и дома, по дворам у них нередко расхаживают павлины, лани, серны, небольшие оленята. Прямо зоопарки, а не дворы. В то же время Саудовская Аравия - страна контрастов: многие приезжие - пакистанцы, афганцы и другие - живут в лачугах на окраинах.

Я увлекаюсь дайвингом, а владелец клуба «Агли» из города Джидда принц Абдул имел собственный дайвинг-клуб. Он выделил мне яхту - я нырял, где хотел. Красное море выучил как свои пять пальцев. К тому же я стремился познать новый мир, другую культуру. В чемпионате Саудовской Аравии принимают участие восемь команд. Мы два сезона становились вице-чемпионами. На матчах нас поддерживали собственный хор, группа барабанщиков. Во втором сезоне я получил серьезную травму - порвал связки колена и повредил мениск. Воспринял это как «звонок» - дескать, пора завершать активные выступления.

90 лет - не возраст

- После завершения карьеры решили обосноваться в Киеве?

- Пока да. Как дальше будет - посмотрим. Вернувшись из Саудовской Аравии, я еще выиграл с киевским «Динамо» Кубок Украины. Впрочем, это были выступления уже больше для поддержания тонуса. Сейчас выступаю за ветеранов. Недавно участвовал в чемпионате мира, который проходил в американском Пало-Альто. После таких турниров хочется жить! Ведь там принимали участие команды категории «90 ». Представляете, старикам за 90 лет, а они играют в водное поло! Многие со специальными препаратами на сердце. После чемпионата я остался в Америке еще на три недели - поработал в тренерском штабе калифорнийской команды «Бейерия мастерс». В принципе тренерство меня привлекает. Вот только в Украине материального удовлетворения оно не принесет.

- То есть живете на сбережения, заработанные еще в бытность игроком?

- Да нет. У меня небольшой строительный бизнес. Дела идут нормально. Но в бассейн все равно тянет.

Источник : http://2000.net.ua/print/sportrevyu/455424056.html