СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Мастер спорта Игорь Росляков — становление ватерполиста

                                                       

Как происходит становление ватерполиста в том или ином игровом амплуа? Очень редко дорогу эту выбирает он сам, ибо в водное поло приходят в таком возрасте, когда решения принимать еще рановато. Чаще - подскажет тренер, но в большинстве случаев амплуа предопределяется физическими кондициями игрока.

Теперь, с высоты своих 23 лет, я понимаю, что мне, так сказать, на роду было написано играть в полузащите, или, по современной терминологии. подвижным нападающим: физической силой я не отличался, когда пришел в знаменитую московскую школу водного поло «Юность», в строю стоял по росту последним: потом, правда, вытянулся до 186 см, но особой солидности не прибавил.

Так что, думаю, ни мой первый тренер Александр Стрелков, ни директор спортшколы Борис Абрамович Гойхман, ни потом клубные мои наставники Николай Николаевич Малин и Михаил Михайлович Рыжак не задумывались, на какое место меня поставить.

Мне довелось в течение года играть в команде АЗЛК «Москвич», выступал я и в молодежной сборной страны, которая в 1980 году завоевала серебряные медали чемпионата Европы в голландском городе Ситтарте. Но своему окончательному становлению подвижного нападающего я обязан клубу МГУ, на факультете журналистики которого учусь в настоящее время.

С университетской командой мне довелось испытать и радость завоевания призовых мест на чемпионате страны, и горечь неудачи в Кубке европейских чемпионов в Афинах. Мастерству учил меня не только тренер, но и мои коллеги по амплуа: олимпийский чемпион Майт Рийсман и Александр Клебанов. Когда оба они покинули команду, задачи обеспечения наших центровых мячами, организация атак в средней зоне, иными словами - вся черновая работа, которую приходится выполнять подвижным нападающим, но без которой сегодня немыслимы никакие достижения в водном поло, легла на плечи Сергея Наумова и мои.

Как справились мы с ней в минувшем сезоне, судить другим, но, думается, недовольства тренера мы не вызывали. В нынешней команде МГУ собрались игроки разных поколений: рядом с ветераном Нугзаром Мшвениерадзе, выступавшим еще со знаменитым Александром Древалем и Валерием Пушкаревым, ставшим нашим тренером, ватерполистами среднего поколения Георгием Крупиным и Александром Зеленичевым играют и совсем юные.

Это принято называть сплавом опыта и молодости, а такой сплав обычно идет любой команде на пользу. Если мы чем и грешим, так это неровными выступлениями: можем выиграть у сильных, как, скажем, динамовцы Алма-Аты, а на другой день проиграть ватерполистам АЗЛК, стоящим в таблице чемпионата страны куда ниже нас. Понять это можно - на игру с лидерами настраиваешься по-особому, оправдать нельзя - на матч с любым соперником надо выходить предельно мобилизованным.

Тем более что нацеливает на это вся организация подготовки ватерполистов в нашем клубе. Тренировочный процесс в МГУ отличается тем, что он, пожалуй, больше чем в любом другом клубе строится на самосознании игроков, их личной инициативе, творческом подходе к своей подготовке.

Да, большую часть времени мы, как и повсюду, тренируемся вместе, по единому плану. Но совершенно очевидно, что если взять мощного центрового Нугзара Мшвениерадзе и худенького подвижного нападающего, да еще учесть разницу в их возрасте, то, чтобы подойти в одинаковой форме к ответственному турниру, тренироваться им нужно по-разному.

Тренерское кредо и М. Рыжака, и В. Пушкарева можно выразить примерно такой формулой: ты о себе знаешь больше, чем тренер, и сам себя знаешь лучше, значит, должен знать и то, что больше всего необходимо тебе получить на тренировках. Мы стараемся оправдывать такое доверие.

Я и мои товарищи, подвижные нападающие, и на общих тренировках, и оставаясь в бассейне после их окончания, много работаем над общефизической подготовкой, укреплением мышечного тонуса, плечевого пояса. Этому способствуют, конечно, и разного рода броски мяча и плавание в любых его видах, как гладкое, так и ватерпольное. Но не обойтись тут и без штанги, которая давно и прочно вошла в тренировочный обиход ватерполистов.

Соперник не сможет помешать Игорю Рослякову (в белой шапочке)
Соперник не сможет помешать Игорю Рослякову (в белой шапочке) Тут у меня есть свой собственный комплекс, который мы с Б. Гойхманом разработали еще в «Юности». Он включает в себя около десятка упражнений: толчков от груди, отжиманий штанги со сгибанием к себе рук в локтях и т. п. Нельзя только загружать себя «железом» сразу. Начинать следуете серий из 10 подходов со штангой весом 20-25 кг, постепенно добавляя и «блины» на штангу, и количество движений в каждой серии. В дальнейшем со снарядом работают, сообразуясь с самочувствием и с учетом периода тренировок.

В подготовительном периоде не щади себя, нагружай до достижения пика формы. Потом сбрасывай понемногу вес штанги, уменьшай интенсивность движений. За 15-20 дней до соревнований со снарядом надо расстаться вообще.

Параллельно работе со штангой мы много внимания уделяем перекладине. Этот гимнастический снаряд очень нужен ватерполисту. Упражнений здесь множество: и подтягивания разного рода, и держание «углов». Последние, как и выполняемые на шведской стенке, прекрасно укрепляют брюшной пресс, так важный для ватерполиста.

Много внимания уделяем и набивному мячу разного веса, бросая его сверху, снизу, сбоку одной рукой. Эти упражнения сохраняем в программе тренировок до самых соревнований, ибо они способствуют поддержанию общего тонуса.

Разумеется, не упускаем из виду и плавательную подготовку, сочетая ее с ОФП. Начинаем с солидных дистанций, скажем, метров с 400, постепенно сокращаем их до 200, а потом доходим и до самых коротких, истинно ватерпольных отрезков, одновременно увеличивая количество проплывов. Работаем и на плавательных тренажерах, например на доске с отягощениями для рук и ног.

Ко всем снарядам, применяемым на тренировках, нужно подходить сугубо индивидуально. У меня, например, от перекладины иногда «забиваются» руки. Для ватерполиста же, чтобы вырабатывать и сохранять так называемое чувство воды, очень важна чистота работы рук. Почувствовав, что утрачиваю эту чистоту, я немедленно отказываюсь от упражнений на перекладине.

Наконец, о чисто ватерпольных упражнениях. На суше тут на первом месте работа с мячами у стенки. Начинать следует с набивного мяча, чередуя его с ватерпольным, а потом переходить целиком на занятия с последним, посылая его в стенку левой, правой рукой и набирая определенное количестве прямых кистевых, боковых, задних бросков. Мне нравится стать лицом к углу, образуемому двумя стенками, переводить мяч в одну, другую что развивает и игровое внимание.

В воде перестукиваемся мячом с вратарем, отрабатываем ватерпольный жим двумя ногами с высоким выходом из воды. Играем 5x5 в одни ворота, разыгрываем стандартные комбинации, особое внимание обращая на это перед самыми соревнованиями.

В тактической части тренировки наигрываем и специальные связки. Основная обязанность полузащитника. или подвижного нападающего, - доставка мяча в зону ворот противника, чтобы разыграть его с центровым. Но если в ходе такой доставки видишь, что получил преимущество перед своим опекуном. выигрываешь у него пространство, разумеется, следует взять на себя завершение атаки. Тут важно своевременно получить пас. правда, так же важно и отдать его партнеру, если он освободился от опеки раньше. Причем лучше всего высоко в воздухе, чтобы, не дав мячу опуститься на воду, отправить его в ворота.

Партнеры по подвижному нападению наигрывают друг с другом разного рода скрестные перемещения, цель которых - освободиться одному из них от опеки и передать мяч центровому или пробить по воротам самому.

Шестого лишнего - стандартную комбинацию, давно уже вышедшую на первый план в современном водном поло с его строгим ограничением времени на атаку, каждая команда разыгрывает по-своему. Мы, например, частенько используем хорошее взаимопонимание с Алексеем Бурковым: я занимаю место у самой штанги ворот противника, он выходит на так называемый убойный край. Туда из нашей второй линии ему следует пас, Алексей тут же переправляет мяч мне, защитник соперников частенько не успевает до него дотянуться, так что остальное, как говорится, уже дело техники.

Журнал «Спортивные игры», №1, 1984