СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Ватерполист Шляпин о драке

                              с венграми 50 лет назад

 Юрий Шляпин в молодости

РУБРИКА :  Вспомним как это было ...  

6 декабря 1956 года на Олимпийских играх в Мельбурне (Австралия) сборная СССР в полуфинале уступила команде Венгрии со счетом 0:4. Из-за драки матч не был доигран. Эту игру называют самым знаменитым матчем в истории водного поло.

6 декабря 1956 года на Олимпийских играх в Мельбурне (Австралия) сборная СССР в полуфинале уступила команде Венгрии со счетом 0:4. Из-за драки матч не был доигран. Эту игру называют самым знаменитым матчем в истории водного поло.

Венгры стали олимпийскими чемпионами. Советские ватерполисты - бронзовыми призерами.

Олимпиада в Мельбурне началась вскоре после подавления советскими войсками восстания в Венгрии.

В апреле на кинофестивале Tribeca в Нью-Йорке был показан документальный фильм "Ярость свободы" Колина Кита Грея и Меган Рэйни Ааронс, снятый именно об этом матче.

Энди Вайна, также один из исполнительных продюсеров документальной ленты, покажет 23 октября в 50-ю годовщину венгерской революции художественный фильм "Свобода, любовь". Его действие разворачивается в восставшем Будапеште и олимпийском Мельбурне.

Московский динамовец Юрий Шляпин - защитник советской сборной, один из участников памятного матча. Позднее он сменил водные виды спорта на футбол. Был первым президентом "Спартака". С ним встретился корреспондент Русской службы Би-би-си Сергей Берец.

Би-би-си: Юрий Александрович, вы и ваши товарищи по команде, наверное, предполагали, что на каком-то этапе олимпийского турнира придется встретиться со сборной Венгрии?

Юрий Шляпин: Мы знали, что будем играть с ними и готовились к этой игре. Готовились, конечно, к игре, а не драке. Только одна мысль была, как лучше сыграть.

Би-би-си: Венгры считались явными фаворитами.

Ю.Ш.: Наша команда только начинала свою международную деятельность. Первый раз выступали в 1952 году на Олимпийских играх в Хельсинки и выступили неудачно. В 1953 году были игры в Бухаресте в рамках Всемирного фестиваля молодежи. Наша команда выступала первым составом, и венгры выступали первым составом. И как ни странно, мы выиграли этот турнир. В Турине мы играли с ними. Мы проиграли, но играли, наверное, хорошо. Поэтому, когда мы выходили в 1956 году, была надежда, что сыграем, может быть, еще лучше, чем мы играли раньше с ними. На исход игры повлияло предвзятое отношение судейского корпуса и в первую очередь судьи Цукермана из Швеции.

Би-би-си: Как начиналась игра?

Ю.Ш.: В начале игры было все нормально, пока не получилась эта потасовка. В первые минуты игра шла на равных. Не было преимущества венгров, не было преимущества нашего. А потом, может быть, мы обескуражены были этой потасовкой, а может быть, просто не были готовы.

Би-би-си: Как началась потасовка, и кто был инициатором?

Шляпин: "Выходили на игру как спортсмены, а не как солдаты"Ю.Ш.: Потасовка началась, видимо, в первом тайме. Я видел, как Дежо Дюрмати, капитан венгров, он играл против Петра Мшвенирадзе, выпрыгнув из воды по пояс, ударил его по лицу кулаком. Кто-то был за то, чтобы драться, а кто-то - нет. Я в защите в основном играл. Никто не трогал меня, никого не трогал я. Я видел, что машут кулаками и с той и с другой стороны. Но кто не хотел махать, тот не махал.

Би-би-си: Известен снимок венгерского игрока Эрвина Зодара с кровью на лице. Зодара ударил ваш партнер по линии защиты Валентин Прокопов. Этот эпизод тоже происходил на ваших глазах?

Ю.Ш.: Нет. Это было на противоположной стороне. У ворот венгров. Я находился ближе к центру. Я только увидел, как Зодар ударил Прокопова, и Прокопов ударил венгерского нападающего. Я думаю, что просто подплыть и ударить Прокопов не мог. Видимо, они обменялись ударами. Но удар Прокопова был либо сильнее, либо точнее.

Би-би-си: Если начинается откровенная драка, игру, видимо, следует остановить?

Ю.Ш.: Наверное, нужно было остановить и предупредить. Когда ударили и разбили бровь венгерскому нападающему, просто прекратили игру. Хотя это рана такая... Бровь очень уязвима, ее легко рассечь. Я думаю, ничего страшного не было бы, если ему заклеили рану, и мы могли бы доиграть. Но сказывались какие-то другие отношения, политика и так далее. Видимо, кто-то считал, что венгров надо поддержать. Вот такое у меня впечатление.

Би-би-си: Накануне Олимпиады советские войска подавили восстание в Венгрии [на самом деле, операция еще продолжалась]. Проводили с вами какие-либо беседы перед игрой с венграми?

Ю.Ш.: Нет, никакого с нами собеседования на эту тему не было. Каждый, конечно, знал, что происходило в Венгрии. Каждый по-своему реагировал. Но все поддерживали наши действия. Это естественно. Мы же советские люди. Но у нас и в голове не было, что те события надо переносить на Олимпийские игры и каким-то образом расправляться с венграми, рассчитаться с ними, называйте, как хотите. Нам был интересен только спорт.

Би-би-си: Не было ощущения, что вы находились на "поле боя"?

Ю.Ш.: Это было спортивное поле боя. И не более того. Я помню настроение ребят. Никто не говорил, что вот, мол, сейчас мы им покажем. Они де такие-сякие. Поэтому выходили на игру как спортсмены, а не как солдаты.

Би-би-си: За игрой СССР-Венгрия наблюдали члены ватерпольной команды США. Как они реагировали?

Ю.Ш.: Когда мы вылезали из воды, напротив нас на лавочках сидела американская команда. Они видели, как судит судья. Видели реакцию публики. Они нам хлопали, махали руками, мол, вы, ребята, молодцы.

Би-би-си: Много писали о том, что вашу команду выводили из бассейна под эскортом полиции, чтобы оградить спортсменов от возбужденной публики, в частности, венгров, это правда?

Ю.Ш.: Вот этого я не помню. Я только знаю, что мы вышли из раздевалки - на улице стояли только руководители нашей команды. Общей команды. Там Николай Николаевич Романов был, другие товарищи. Никакие полицейские нас там не окружали. И никаких венгров там не было.

Би-би-си: Какова была реакция вашего спортивного начальства?

Ю.Ш.: Я считаю, что реакция была абсолютно правильная. Они не могли нас похвалить. У них были к нам претензии. Большие претензии. Мало того, что игра закончилась потасовкой, так и еще и счет был не в нашу пользу. И мы-то себя чувствовали неважно. Так что никакой обиды на руководство не было. То, что мы заслужили, мы получили от них. А дальше к нам не было со стороны руководства претензий.

источник        

07.06.2006 Россия