СРОЧНО В МАССЫ
  ВЕСТИ:  ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!!!  МНЕНИЯ:  Почему уже более 14 лет мужское водное поло в стагнации? ЧЕМПИОНАТЫ:   Девушки на чемпионате мира лучшие!!!   ТРАНСЛЯЦИИ:    Закиров и Балашов - мнение!!!  МЫ  работаем ДЛЯ Вас !  Сайт "ИВАН" приветствует поклонников игры на воде!    Лига чемпионов .  "Казанский "Синтез" паоборится в Лиге чемпионов ...  СКОРО:  22 сентября - 26 сентября  ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Подгорице. Черногория.
 

« Архив »


Вспомним, как это было: Ворота на замке.

                                                                    http://s018.radikal.ru/i523/1201/d9/455c0d7028c4.jpg

Перед встречей с аргентинцами Лери Гоголадзе слегка температурил, но решил на это внимания не обращать. Соперники были не из ватерпольных грандов.
Визит Лери к врачу, однако, заметили.

Тренер Николай Иванович Малин говорит: «Почему скрываешь, что не здоров? Под удар хочешь поставить команду? А еще комсорг».

Очень обиделся тогда страж ворот тбилисского «Динамо». Ребята вышли на разминку, а он стоит у бортика бассейна, переживает. Старший тренер сборной Виталий Ушаков в последний момент говорит: «Ладно, полезай в воду».

Вот так, без разминки, Гоголадзе вступил в игру и, надо же, пропустил легкий мяч с угла штрафной площадки, что случалось с ним крайне редко. Ту предварительную игру в подгруппе они выиграли - 7:4. На разборе Малин все же упрекнул: «Я же предупреждал».

Словом, посадили Лери Гоголадзе на скамейку запасных на три игры. Основного вратаря сборной, который семь лет до Римской олимпиады и после шесть раз Федерацией водного поло СССР признавался первым в стране и только однажды - вторым. В списке «21 лучших».

Не в этом ли бездумном отлучении от игры первого номера советской сборной - одно из объяснений незавоеванной победы на Олимпиаде?

Ехали в Рим с твердой верой в наивысший успех, на какой могла рассчитывать лучшая за все времена национальная команда.
Ничто не предвещало беды. Две игры наши олимпийы выиграли - у Бразилии с разницей в шесть мячей (8:2) и первый полуфинальный матч с Румынией, четвертый за семь дней, со счетом 3:2.

Встреча с итальянцами - командой из «большой четверки» - расценивалась по существу как первый матч финала.
Ей предшествовали удивительные события. На тренерском совете решили играть с двумя нападающими вместо трех. На привычное место в защите отправили Виктора Агеева. И тут первая неожиданность. Виталий Ушаков выступил с неожиданным для многих предложением. «Думаю, нам нужно заменить вратаря», - сказал старший тренер. - Гойхман играл пока хорошо, но я чувствую: это его предел. Он устал, хотя сам, как мне кажется, этого пока не особенно сознает. Горит, рвется в бой. И все же было бы разумным заменить его на Гоголадзе».

Здесь уместно вспомнить, что именно Ушаков, этот опытнейший наставник, в очередной раз попросил Бориса Гойхмана вернуться в сборную, зачислил его в олимпийскую команду. Гойхмана, который все три предолимпийских года жил и работал другими ритмами, заботами, и даже не играл за свой клуб ЦСКА, предпочитал тренировать детскую команду.

К сожалению, на совете тогда не учли мудрого предостережения старшего тренера. Так, 41-летний Гойхман занял место в воротах, а ведь в сборной был вратарь, который на двадцать лет моложе Бориса, уже постаревшего.

Гоголадзе вспоминает: «Ушаков мне потом сказал: я за тебя голосовал обеими руками, но вышло по-другому. С хозяевами Римской олимпиады до этого мы встречались трижды. И обычно побеждали с разницей в шесть-семь мячей. Чувствовали, что могли бы забить и больше, если было нужно. Но, выступая в родных стенах, итальянцы показали себя совершенно иной командой - хорошо организованной, техничной, откровенно нацеленной на победу в матче со своими извечными обидчиками».

В самом деле, события в «Бассейне Роз» в тот день напоминали страшный сон. В закипавший от страстей бассейн «масла в огонь» подлил своим судейством арбитр из Бельгии Боуэнс, который не давал возможности нашим бомбардирам Юрию Григоровскому и Петру Мшвениерадзе добиваться успеха, пресекая малейшую попытку играть на одном месте у ворот.

Гоголадзе с трибуны следит за игрой, а вмешаться не может. Замены вратарей в водном поло правилами не разрешаются.

И вот роковая восьмая минута. Знаменитый защитник Эральдо Пиццо, находясь в семи-восьми метрах от ворот, несильно бросил. И Гойхман, великий Гойхман, пропустил этот легкий мяч. Трибуны стадиона замерли после такого неожиданного подарка, а потом взорвались ревом 25 тысяч глоток итальянских «тиффози». Пиццо, ставший в один миг героем матча, похоже, тоже не поверил вначале собственному счастью.

Наша сборная, наконец, понявшая, что в воде перед ними уже совсем иная команда, а не мальчики для битья, спешит наладить свою игру. Хозяева воды надолго прижаты к воротам. С полной нагрузкой трудится Росси в воротах, которые расстреливают в упор Гиви Чикваная, Анатолий Карташев, Вячеслав Куренной, капитан команды Петр Мшвениерадзе. А результата все нет - ворота итальянцев остаются «сухими». Это Росси поймал кураж! Да и прицел у бомбардиров явно сбился.

И снова злая гримаса судьбы. Срабатывает извечный закон в большом спорте: не забиваешь ты - забивают тебе. Команда, не щадящая сил в атаках чужих ворот, пропускает гол в собственные. Это д'Альтруи (снова защитник!), не обращая внимания на Карташева и Куренного, перекрывавших, казалось бы, ему путь к нашим воротам, бросил с шести метров в ближний верхний угол, и заставил во второй раз всколыхнуться сетку - 2:0.
Вот когда многим вспомнилось заседание тренерского совета и предложение Ушакова заменить подуставшего ветерана Гойхмана.

Так советская сборная открыла хозяевам Олимпийских игр путь к золотым медалям. Теперь ей оставалось побороться только за «серебро», на которое претендовали также венгры и югославы, которые как и итальянцы, пока шли без поражений. И тут следует еще одна сенсация олимпийского турнира. Югославы побеждают венгров - 2:1.
На финальный матч с венграми, олимпийскими чемпионами Мельбурна, в ворота стал Гоголадзе. Как и на ответственнейших играх в предолимпийский период - со сборными Италии, ФРГ, Голландии. И снова выручает в казалось бы безнадежных ситуациях. В итоге ничья - 3:3.

Встречу с югославами, серебряными призерами Игр-56, наша команда выиграла - 4:3. Рязвязка наступила на седьмой минуте второго тайма. Динамовец из Тбилиси Гиви Чикваная прорвался к воротам и, использовав передачу Куренного, забил победный мяч. Отобрав таким образом три очка у главных конкурентов - итальянцев, советская сборная вышла в серебряные призеры.


В январе 1960 года Бела Райки, президент Европейской лиги плавания и старший тренер сборной Венгрии, особо выделил в советской сборной Лери Гоголадзе: «Это большой талант и, несомненно, в ближайшее время станет одним из сильнейших в мире».

Ближайшее время настало для него именно в Риме. Оценивая игру динамовца из Тбилиси, газета «Унита» писала: «Замечательный советский вратарь разоружил сербов». Ей вторила «Мессаджеро»: «Поразительный вратарь, забить которому труднее трудного».

На заседании президиума Федерации водного поло СССР выступлению советских олимпийцев дали высокую оценку.

Пять равных команд-кандидатов претендовали на «золото», поэтому серебряные медали римской чеканки посчитали большим прогрессом после Хельсинки. Как водится, объявили благодарность тренерам и спортсменам, в числе других олимпийцев за выдающиеся спортивные достижения удостоили правительственных наград.

Свой высокий класс Гоголадзе очень скоро подтвердил на родине водного поло - в Венгрии, где этот вид спорта не уступает в популярности (и силе игроков!) футболу. Венгры чаще других фаворитов становились олимпийскими чемпионами.

23 сентября 1960 года сборная Грузии, целиком составленная из ватерполистов тбилисского «Динамо», прибыла в Будапешт. Первый матч с командой «Дожа» из города Солнока, которую тбилисцы летом обыграли дома. И на этот раз не изменили этому правилу. Из четырех матчей с сильнейшими венгерскими клубами, за которые выступали недавние участники олимпийского турнира в Риме, тбилисцы победили в трех при одном проигрыше. Уже в первой встрече Гоголадзе сумел взять несколько «мертвых» мячей.

Венгерские газеты особо отмечали, что в грузинской команде, многократном призере чемпионатов Советского Союза, выступают три участника олимпийской сборной - Нодар Гвахария, Лери Гоголадзе и Гиви Чикваная.

Любопытна аттестация нашего стража ворот, данная ему бронзовым призером Мельбурнской олимпиады, лидером и бомбардиром Нодаром Гвахария: «Л.Гоголадзе в настоящее время - сильнейший вратарь в Советском Союзе. При росте 184 сантиметров хорошо выпрыгивает из воды, не теряется, когда соперники выходят один на один с ним».

«В составе нашей олимпийской сборной удачно сочетались молодые игроки и ветераны, - рассказывает Лери Давыдович. - Физические кондиции их были самыми высокими и сам я чувствовал себя, как никогда, сильным. На Олимпиаде в Токио команда представляла бы грозную силу. Шутка сказать - четыре года играли вместе».

На Игры в Токио их не пустили. В конце июля 1964 годв в газете «Комсомольская правда» появилась погромная статья бывшего участника сборной, в свое время из нее выдворенного. В статье в одну кучу были свалены все факты, по мнению автора, порочащие тех, «кто разменивает честь на зарубежные тряпки».

Вся эта нечистоплотная возня со «стяжателями» на таможне обернулась против тех, кто недавно были героями, став тяжелым ударом по отечественному водному поло. Команду-звезду расформировали. На Олимпийские игры отправилась наспех собранная «сборная», ставшая только третьей.

Лери Гоголадзе - «серебряный» вратарь Римской олимпиады, чемпионата Европы-62, Всемирной Универсиады-63, Кубка Италии, Кубка Ташмайдана, серебряный (1960, 1962) и бронзовый (1958, 1964, 1966) призер чемпионатов СССР, серебряный призер Спартакиады народов СССР 1959 в составе сборной Грузии, шесть лет отдавший сборной, выросший в родном динамовском коллективе Тбилиси в мастера спорта международного класса, в 1972 году окончательно уходит из большого спорта в науку, в математику, которая с каждым годом все настойчивее звала его.
Победитель школьных олимпиад (именно на тот период приходится его первое знакомство с плаванием и водным поло в знаменитой «купальне» на набережной, дружба на всю жизнь с Владимиром Гоиашвили, у которого брал первые уроки вратарского мастерства, и другими выдающимися воспитанниками Луки Александровича Иоакимиди), студент-отличник механико-математического факультета Тбилисского государственного университета и будущий аспирант, стал видным ученым, доктором физико-математических наук, профессором и заведующим кафедрой общей математики ТГУ.

Уже в 1972-м он в составе грузинской команды (ребята часто потом просили сыграть, а он не мог им отказать), находился в Мостаре.

Красивый югославский город. Сидят в кафе за чашечкой кофе. За соседним столиком двое местных парней. Разговорились. Земляки олимпийских чемпионов Мехико узнали, что перед ними ватерполисты.
«Из Грузии? - переспросили они. - Как же, помним ваших Гоголадзе и Чикваная по играм советской сборной».
И первое время не могли понять, отчего развеселились их собеседники - Гоголадзе и Чикваная сидели рядом в кафе.
Вот такая неожиданная встреча через годы и расстояния.

Автор: Арсен ЕРЕМЯН

 Источник: Русский клуб